![Без стариков российской школе хана: Володин заговорил о тяжелейших проблемах с учителями Без стариков российской школе хана: Володин заговорил о тяжелейших проблемах с учителями](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2025/02/shkola-72-fasad-1005x605.jpg)
Председатель Госдумы поднял вопрос о ситуации в школах страны: все не очень хорошо, а бравурные отчеты с «мест», мягко говоря, необъективны
В России все больше беспокойства вызывает ситуация с кадрами в средней школе. Многих учителей не хватает, особенно по таким серьезным дисциплинам, как математика и физика. Вновь поднявший вопрос в своем телеграм-канале Вячеслав Володин, председатель Госдумы, напомнил: дефицит школьных математиков достиг 33,2%, а физиков – 24,1%. И он неуклонно растет на протяжении последних восьми лет подряд.
При этом российская школа держится на возрастных и очень возрастных учителях. Количество молодых педагогов (видимо, имеются в виду не только вчерашние 23-летние выпускники вузов, а все, кто, по официально установленному у нас понятию «молодежь», не достигли 35-летия) – всего около 10%. Доля же тех, кому 65 и больше, заметно выше.
«Спасибо им и низкий поклон за то, что они продолжают работать. Их просто некем будет заменить в случае, если они решат уйти»,- не без тревоги отмечает Володин.
В «гуманитарных» предметах ситуация выглядит лучше, чем в технических, однако благостная картина в отчетах часто не соответствует реалиям. Например, зачастую учитель, параллельно ведущий урок какой-нибудь истории в двух классах, попросту «не парится» и дает детям задание читать учебник, а затем письменно отвечать на вопросы в конце параграфа. Но формально оба класса прослушали полноценный урок.
С математикой и физикой так делать невозможно, потому и статистика по этим предметам никак не натягивается в «позитивное русло». Володин о подобных фокусах ради отчетности явно осведомлен:
«Профильные министерства, рассказывая о ситуации с кадрами в образовании, говорят, что у них всё хорошо. Но только учитывают совместителей, а также тех, кто, пройдя переквалификацию, преподаёт несколько несмежных предметов. Всё это не даёт объективной картины».
По словам Володина, надо подойти к проблеме «самокритично». В принципе понять для начала, в чем она состоит.
При этом председатель Госдумы ни словом не обмолвился о зарплатах учителей. Между тем именно их размеры, особенно для молодежи, явно служат одной из главных причин, отталкивающих потенциальных педагогов от школ.
В минувшем декабре в своем обращении к Владимиру Путину тему раскрывал известный математик, доктор физико-математических наук, член-корреспондент РАН Алексей Савватеев. Он сообщил: зарплата учителя на одну ставку в подавляющем большинстве регионов в два с половиной раза уступает средней, на которую можно рассчитывать, выбрав иной трудовой путь. Проще говоря, зачем дипломированному физику в 23 года идти в школу, если он может пойти в курьеры и сразу начать зарабатывать впятеро больше?
![](https://bloknot.ru/wp-content/uploads/2025/02/2-26.jpg)
В комментариях к записи Володина тема учительских зарплат, действительно больная, поднимается неоднократно. Бессмысленная бумажно-внеурочная работа тоже у всех сидит в печенках:
«Вы сделайте зарплаты нормальные в школе! А то нам, педагогам, проще частно преподавать, чем идти упахиваться за 30-60 тысяч!»
«Престиж и уровень доходов не соответствуют лошадиной нагрузке. Отрегулируете, и всё наладится».
«Может, проблема в низких зарплатах, абсурдной учебной программе и огромном количестве бумажной волокиты? Ну все же на поверхности».
«Искали учителя математики на 1800 часов (годовых) при максимально разрешенных 1440 - если бы человек пришел из производства с высшим образованием (тарификация по высшей категории) - з/п была бы 35 тыс. Почему-то никто не пошел...»
«Учителя перегружены всякой бумажной работой, внеурочкой, дурацкими и никому ненужными конкурсами. Стоит это всё уменьшить, а зарплату поднять, и молодые специалисты перестанут массово сбегать».
«Можно сколько угодно рассуждать о том, как спасать образование и где искать учителей, но пока работа учителем будет заключаться в «призвании», утонувшем в бюрократии с оплатой в размере двух МРОТ, никаких учителей вы не найдете, как ни тужьтесь».
«Молодые бегут из школ так как зарплаты мизерные, а требований и бумажной работы на миллион! Семью не прокормить на зарплату молодого педагога».
В общем, можно констатировать: учителя старой, советской закалки еще дотянут свою лямку, пока будут физически на это способны. Молодежь же не купится на лозунги вроде «Педагог – это не работа, а призвание души!»
Нет, скажет выпускник педагогического вуза, если за это хорошо не платят – никакое это не призвание.