Политики Запада искусственно создали ситуацию, когда мы можем оказаться временно «неплатежеспособными».
Уже больше месяца, как западные страны заморозили, а, по сути, украли около половины золотовалютного запаса РФ – 300 млрд. долларов. Более того, политики запретили своим банкам использовать эти средства для погашения долгов России. В подобной ситуации, наша страна была вынуждена рассмотреть вариант выплат долгов кредиторам из недружественных стран в рублях. Международные рейтинговые агентства тут же заявили, что подобное решение приведет к дефолту России. Пока его удается избежать. Но если дефолт все таки объявят, как это отразится на наших зарплатах, ценах и экономике в целом? Ждет ли Россию повторение кризиса 1998-го года?
Можем, но – не получается
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отмечал, что объективные причины для дефолта отсутствуют. По его словам, страна обладает необходимым для выполнения обязательств потенциалом. Но дефолт может быть «техническим» и «рукотворным».
Вообще, дефолт – это неисполнение обязательств заемщика по своим обязательствам. А «технический дефолт» означает, что страна является платежеспособной, но технически не имеет возможность совершить выплату.
Слова пресс-секретаря прозвучали после того, как 9 апреля рейтинговое агентство S& P понизило долгосрочный суверенный кредитный рейтинг России в иностранной валюте с С до SD, или «выборочный дефолт».
Слово «дефолт» у многих россиян вызывает подспудный ужас, основанный на воспоминаниях или рассказах о 1998-м, когда накопления наших граждан в одночасье обесценились, зарплаты превратились в копейки, а уровень жизни резко рухнул. Могут ли последствия «технического дефолта» быть схожи со всем этим?
МММ государственного масштаба
Как напомнил независимый финансовый консультант Александр Доржиев, в 1998 году наше государство, построило пирамиду из долгов, когда старые займы по государственным облигациям (ГКО) погашались с помощью новых по все более высоким ставкам.
- В итоге не выдержало долговой нагрузки и объявило дефолт, отказ платить по долгам. Российскими облигациями владели в основном отечественные банки и иностранцы, которые пришли в Россию за доходностью 50-100% годовых. «Пирамида» начала рушиться в октябре 1997 года, когда в странах Юго-Восточной Азии разгорелся экономический кризис. Инвесторы бросились на выход, продавая все местные активы за рубли и покупая доллары. Рубль, естественно, рухнул. Курс доллара подскочил с 6 до 30 рублей. Началась паника, - пояснил эксперт.
Но с тех пор государство не повторяло подобных ошибок. Как подчеркивает доктор экономических наук Геннадий Айдаев, «наша страна уже более 20 лет считается одним из самых надежных заёмщиков в мире».
- Благодаря высоким ценам на природные ресурсы и жесткой бюджетной политике мы имеем очень низкий внешний долг, меньше, чем объем резервов. Это Стабилизационный Фонд, Резервный и Фонд национального благосостояния. Внешних долгов у России на 119 миллиардов долларов. Резервов - 643 миллиарда долларов. Из них свободно от арестов 340 миллиарда, то есть, в 2 раза больше, чем долг, - уточнил Айдаев.
Удар по имиджу страны
Но на минувшей неделе российский Минфин впервые исполнил обязательства по двум видам суверенных облигаций в рублях. Сумма платежей составила $649 млн. Это произошло после того, как банк-агент не разрешил использовать замороженные валютные счета российских международных резервов впервые после введения санкций против России в связи со спецоперацией на Украине.
Минфин России пояснил, что недружественные страны будут получать выплаты через российские финансовые организации в рублях по курсу ЦБ на день расчета.
Как подчеркнул министр финансов России Антон Силуанов, в 1998 году у России не было валюты, страна не смогла расплатиться со своими внешними долгами. В нынешней же ситуации, несмотря на то, что золотовалютные резервы заморожены, валюта есть.
- Но Западу важно, чтобы был объявлен дефолт, так как это якобы отразится на репутации Москвы, - пояснил глава Минфина.
Сознательная политика западных стран заключается в том, чтобы всеми способами искусственно создать рукотворный дефолт. Глава Минфина объяснил, для чего вообще Запад добивается дефолта для России:
- Это попытка ограничить активность наших предпринимателей, причинить вред нашим людям, нанести ущерб имиджу страны, а дефолт – это удар по имиджу страны как надежного заемщика, Запад будет всеми силами стараться реализовать это, - спрогнозировал Силуанов.
Возможность разграбить наше имущество
Доктор экономических наук, профессор института стратегического планирования и финансового анализа УрГЭУ Максим Марамыгин поясняет, что объявление дефолта дает возможность кредиторам обратить взыскание на все имущество РФ за рубежом, продать и за счет этого погасить долги.
- Если имущество описывается и выставляется на торги, то цена у него в разы меньше реальной. Фактически, это желание отмести всё имущество РФ в первую очередь в развитых странах. Я бы сказал, это глобальное ограбление, - пояснил он.
Дипломатические здания, например, посольства, не попадут на распродажу в случае дефолта из-за Венских конвенций. Однако Америка может продать российские Дома дружбы и помещения других обществ, находящихся за рубежом, в том числе и полпредства.
- Далее — имущество, принадлежащее российским государственным компаниям, служебные квартиры. Набирается огромное количество недипломатической недвижимости, и Америка захочет отмести ее за 20–30% от стоимости, а потом по коммерческой цене продать, - прогнозирует Максим Марамыгин. — Во-первых, это делается с целью нанести прилюдное унижение и оскорбление, показав, кто в доме хозяин. Во-вторых, с целью еще и обогатиться.
Последствий для граждан не будет
А вот что касается цен в наших магазинах и уровня жизни в России, то, как считает декан факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге Юлия Вымятнина, «последствий для обычных граждан практически не будет».
- Все выплаты внутри страны будут проводиться в полном объеме, ведь мы тратим именно рубли, и возможность их выплачивать у правительства есть, - пояснила она.
С ней согласен ведущий научный сотрудник Центра макроэкономических исследований ИПЭИ РАНХиГС и доктор экономических наук Сергей Дробышевский:
- Все наши активы уже заморожены. Дважды их заморозить и признать Россию банкротом? С экономической точки зрения никаких изменений я не вижу в результате этого.
Определенные риски технический дефолт несет для тех компаний, которые работают на внешнем рынке. Если Россию признают банкротом, то к бизнесу будет отношение, как к неспособным расплатиться по долгам. Однако, безусловно, очень многие в мире понимают, как и почему сложилась сегодняшняя ситуация.
Дополнительные вливания в экономику России
Финансовый эксперт, кандидат экономических наук Марианна Максимова, тоже считает, что ожидаемый дефолт, в отличие от событий 1998 года, никак на россиян не повлияет. Они не понесут финансовых потерь, и дефолт не отразится на стоимости их имущества или сбережениях.
- Принципиальная разница в том, что в 1998 году в бюджете фактически не было средств, а сейчас рублей у России достаточно, - пояснила она.
Аналитик финансового рынка Артем Тузов согласен с тем, что технический дефолт России «никак не повлияет на простых граждан». Более того, для общей ситуации в нашей экономике будут даже существенные плюсы:
- Поскольку дефолт наступит не по причине отсутствия у России денежных средств, то все средства, которые Россия не сможет направить на выплату по долгам, будут использоваться внутри страны на благо экономики и граждан, - считает он.
Что же касается имиджевых рисков для России, то она готова судиться с Западом в случае объявления ей дефолта. Как заявил министр финансов РФ Антон Силуанов, Россия пыталась добросовестно расплатиться с внешними кредитами.
Но истинное положение дел США и не интересуют: Псаки назвала целью американской администрации «истощение ресурсов, которые есть у Владимира Путина для продолжения своей деятельности против Украины». По словам представителя Белого Дома, санкции уже демонстрируют свою эффективность, поставив российскую финансовую систему «на грань коллапса».