Министр финансов рассказал россиянам, стоит ли бояться повторения кризиса 1988 года.
Россия готова судиться с Западом в случае объявления ей дефолта из-за неисполнения обязательств по еврооблигациям. Как заявил министр финансов РФ Антон Силуанов, Россия пыталась добросовестно расплатиться с внешними кредитами, перечисляя сумму в валюте. Разговор о дефолте возник в связи с тем, что Минфин 6 апреля из-за введенных санкций не смог исполнить обязательства по евробондам в валюте и совершил выплату в рублях.
«Имеют ли иностранные держатели нашего долга доступ к этим деньгам? Имеют. Они могут потратить эти средства на покупку новых бумаг, которые эмитирует Министерство финансов, на расчеты по налогам, на целый ряд других операций. Смогут ли они конвертировать рублевые средства в иностранную валюту? Смогут, но наша позиция — это может быть сделано после того, как будет обеспечена разморозка валютных счетов России. Если ведется экономическая и финансовая война против нашей страны, мы вынуждены реагировать, тем не менее выполняя все свои обязательства. Если нам не дают это сделать в валюте, мы делаем это в рублях», - рассказал «Известями» Силуанов.
По данным ЦБ, весь внешний долг Российской Федерации перед нерезидентами на 1 января 2022 года составляет 478,2 млрд долларов.
Россия имеет в общей сложности 15 выпусков международных облигаций в обращении, номинальной стоимостью около $40 млрд.
Министр заявил о готовности предъявить в суде все платежки, подтверждающие старания российской стороны заплатить как в валюте, так и в рублях. При этом Силуанов не стал скрывать, что судебный процесс будет тяжелым для страны. И все потому, что Запад сознательно создает «рукотворный дефолт». Причем даже не маскируя своих намерений. В частности, официальный представитель Белого дома Джен Псаки так и сказала: США хотят, чтобы России пришлось выбирать между дефолтом и истощением валютных резервов.
Не стал министр скрывать и свои сомнения относительно объективности судебной системы. Нынешний кризис показал, что Запад нарушил все свои базовые устои, основанные на демократии, неприкосновенности частной собственности и другие ценности, - отсюда и сомнения, пояснил чиновник.
Силуанов убежден, что внешний долг все же будет уменьшаться. В этой связи он вспомнил о событиях 1998 года и дефолте тех времен, о которых сейчас активно говорят в российском обществе. Министр заверил, что нынешняя ситуация в России в корне отличается от той, что была тогда.
«В 1998 году дефолт по-настоящему отражал суть этого слова. Мы не смогли оплатить наши внешние долги, у нас не было валюты. Сейчас валюта, несмотря на то, что золотовалютные резервы заморожены, к нам приходит», - отметил Силуанов.
Россия продолжает зарабатывать на энергоносителях, соответственно, валюта поступает. И хотя рубль после введения санкций сначала обесценился, но сейчас снова начал укрепляться.
«Мы видим, что платежный баланс изменился, он стал гораздо крепче. Это связано с тем, что поступления по экспорту практически сохранились, а по импорту резко уменьшились в связи с логистическими ограничениями или ограничениями, которые ввели западные страны на определенные виды импорта», - пояснил министр.
Ранее независимые эксперты подтвердили, что если Западу все-таки удастся довести Россию до "дефолта", то это ничем не грозит простым гражданам, поскольку у Минфина нет проблем с финансированием платежей в рублях.