Что будет с рынком, как поведут себя цены, надо ли торопиться с покупкой машины.
Автомобильный рынок переживает отнюдь не лучшие времена. Весь 2021 год сохранялся острейший дефицит новых машин. Это дало возможность продавцам значительно задирать цены. Соответственно, заметно выросли в цене и подержанные машины. О том, что будет происходить с автопромом в наступившем году, и когда имеет смысл менять авто – разбирался «Блокнот».
Миллион – на допах
По сути, на протяжении всего 2021 года российский авторынок испытывал дефицит автомобилей и комплектующих. Однако, утверждают эксперты, все началось с того, что спрос на автомобили упал из-за обрушившегося уровня доходов населения.
В итоге заметно снизился спрос, а вместе с ним и уровень локализации производства автомобилей: многие автомобильные бренды были вынуждены покинуть российский рынок или перейти на экспорт автомобилей из других стран, что не могло не сказаться на ценовой политике.
Экономический аналитик Артем Ермолаев в разговоре с «Блокнотом» указал на то, что еще одним фактором, спровоцировавшим рост цен на российском авторынке, стало глобальное подорожание сырья, металлов и логистических услуг. Кроме того, сыграли свою роль колебание курса валют и обновление модельного ряда.
Что мы увидели в итоге? Цены на автомобили комфорт-класса в 2021 году выросли в среднем на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Автосалоны начали продавать машины выше рекомендованных розничных цен.
Дилеры стали откровенно наживаться на дополнительном оборудовании, которое устанавливается на новые машины. Представитель одного из дилеров в приватной беседе признался «Блокноту», что на некоторые автомобили только на допах накручивают до полутора миллиона рублей.
«В среднем же накрутка на дополнительном оборудовании составляет от 200 до 400 тысяч рублей. Это очень много. Но в условиях тотального дефицита автомобилей многие соглашаются», - пояснил собеседник издания.
Адвокат Григорий Сарбаев пояснил «Блокноту», что с недобросовестными дилерами следует бороться. По его словам, отказ от предоставления автомобиля в комплектации, официально заявленной автосалоном является прямым обманом покупателя, который преследуется также и административным законом.
«Требуйте от руководства салона письменного документа о невозможности продажи автомобиля в нужной вам комплектации. Подавайте жалобы в Роспотребнадзор. Предавайте огласке в социальных сетях и письмах в адрес автопроизводителей все конкретные случаи нарушения законодательства», - советует Сарбаев. Он напомнил, что дилеры нарушают не только законодательство, но и соглашения с автопроизводителями.
Бойкот продавцов
Согласно официальной статистике Росстата за 11 месяцев, производство легковых автомобилей в РФ упало на 14%, или на 200 тысяч штук к доковидному 2019 году (до 1,2 миллиона).
Например, для крупнейшего в России автопроизводителя — «АвтоВаза» — кризис электронных автокомпонентов в 2021 году обернулся регулярными простоями конвейера. Напомним, что чаще всего останавливалось производство Lada Granta, традиционно занимавшей первое место по продажам в России.
Однако кардинального изменения ситуации к лучшему специалисты не ожидают. Скорее всего, проблемы с поставками электронных компонентов сохранятся в начале года.
Как заявлял в интервью СМИ исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалова, резкого роста цен ждать не стоит. Эксперт полагает: в целом в 2022 году цены будут расти более плавно. По его словам, «спрос сейчас обусловлен ажиотажем». Он предположил, что увеличивать производство и поставки производители будут очень постепенно.
Автомобильный эксперт Михаил Пальмов считает, что ситуация с дефицитом авто начнет выправляться – это означает, что доступных к продаже машин станет больше, автоматически снизятся и цены на них.
«Самая неправильная стратегия – бросаться покупать автомобиль в начале года. Дилеры, конечно, будут кричать, что дешевле уже не будет, их понять можно – надо продать машины. Но тогда получается замкнутый круг: приобретать автомобиль по очевидно задранным ценам – значит, соглашаться на такие правила игры. Это неверно: бойкот автопродавцов является куда более эффективным средством», - указал собеседник «Блокнота».
Ранее руководитель пресс-службы аналитического агентства «Автостат» Азат Тимерханов заявил «Блокноту», что сейчас «рынок продавца», поэтому за счет сохраняющегося дефицита автомобилей дилеры пытаются получить максимальную выгоду из сложившейся ситуации.
«С точки зрения бизнеса – это нормально, с моральной и человеческой – конечно, нет. И я бы не стал переводить это в плоскость закона – людей не заставляют покупать машину. Да, навязывают «допы» и делают накрутку на них, которая иногда выходит очень дорого. Но выбор остается за покупателем: не хочешь – не покупай! Можно ведь заказать автомобиль и подождать его несколько месяцев. Правда, непонятно, по какой цене придется его потом купить», - признал эксперт.
По его словам, рано или поздно проблема дефицита новых автомобилей на рынке будет устранена - рынок насытится, трафик в автосалоны упадет, и вот тогда ситуация может повернуться на 180 градусов.