Как заставить «Минск» работать, и почему это не сделано до сих пор?

ОБЩЕСТВОПрокомментируйте новость
Как заставить «Минск» работать, и почему это не сделано до сих пор?

Что будет, если Украина начнет выполнять свои обязательства?

Вопрос вопросов в нынешнем кризисе вокруг Украины – исполнение минских соглашений, того, что называют «Минск-2». Собственно, все крутится именно вокруг этого документа, точнее, его реализации. Но поскольку о соглашениях говорят в эти дни особенно много, но при этом мало кто их читал, следует остановиться на них подробнее.

«Минск-2» состоит из двух частей – «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений» и «Декларации в поддержку Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, принятого 12 февраля 2015 года». Первый подписали представители Украины, РФ, ДНР, ЛНР и ОБСЕ, входящие в Трехстороннюю контактную группу. Это такой неформальный орган, в рамках которого осуществляются контакты между Киевом и неподконтрольным Донбассом при посредничестве России и ОБСЕ. Вторую подписали президенты России, Украины, Франции и канцлер Германии, под патронажем которых и состоялось выработка документов о примирении в Донбассе. Иными словами, в Минске 11-12 февраля 2015 года четыре лидера вели переговоры, которые и приняли решение.

Суть Минска-2 сводилась к тому, что ДНР и ЛНР (не называемые так напрямую) получают автономию (с внесением поправок в конституцию), собственные правоохранительные органы, право на использование русского языка в официальной сфере, сотрудничество с Россией, также должна была быть проведена амнистия для всех участников боевых действий. Это, так сказать, политические пункты. Имелись еще положения, касающиеся прекращения боевых действий.

Что последовало после? Полномасштабная война завершилась и более не возобновлялась, - единственный выполненный пункт соглашений, и то не в полном объеме, поскольку перестрелки не прекращались ни на один день. Все остальное так и осталось невыполненным.

Украина пошла на подписание Минских соглашений, находясь в отчаянной ситуации. Она не просто потерпела поражение в августе 2014 года, не сумев завоевать отколовшиеся регионы, но и понесла новые потери, потеряв в начале 2015-го Донецкий аэропорт и Дебальцево – стратегически важный город, транспортный узел.

Если бы Киев не пошел на соглашение, ему угрожали очередные поражения и потери. Поэтому Петр Порошенко и согласился на очень тяжелые и унизительные, по его мнению и мнению победителей на Майдане, условия. Но, как сегодня уже всем очевидно, он согласился на подписание, вовсе не имея в виду реализовывать соглашения. Ему важно было просто перебиться какое-то время, пока не укрепится его власть.

России также было необходимо иметь некий подписанный документ, который бы показал ее заинтересованность в мирном урегулировании, и дал бы гарантии существования ДНР-ЛНР, которые, вообще-то, признавались частью Украины – так что для них это было еще большей уступкой чем для Киева.

Что в первую очередь не устраивало Украину в «Минске-2»? Это нарушение принципа «единой страны». Пусть даже не федерализация, а только автономизация, но она означала крах многих надежд лидеров Евромайдана. Как бы официально признавалось, что не вся Украина рада свержению Виктора Януковича и устремлению страны на Запад. Также, по сути, признается, что единой политической украинской нации не существует, и что часть населения Украины ориентируется на Россию. Этим рушится вся мифология Майдана, ставшая после 2014 официальной государственной идеологией. Одновременно, делается практически невозможной евроинтеграция и вступление в НАТО. Формально это не следует из текста соглашений, но по духу документа Украина должна стать таким государством, в котором одна его часть может не идти в ногу с центром.

Другая важнейшая проблема для Киева – дурной пример для регионов Украины. Если разрешается русский язык как официальный в ДНР-ЛНР, то завтра этого же потребуют и другие области – от Харькова до Одессы. А это еще более сильный удар по единой нации, которую создают как именно украиноговорящую и все делают для вытеснения русского языка.

Из вышеперечисленного вытекает и отказ украинской власти от переговоров с сепаратистами, хотя таковые контакты и прописаны в тексте соглашений. Ибо если они пойдут с ними на прямое взаимодействие, это будет означать признание все того же раскола Украины, что в ней есть несогласные со свержением Януковича и прозападным курсом. А так Киев объявляет ДНР-ЛНР «террористами», кремлевскими марионетками, «оккупационными властями» и сохраняет тем самым иллюзию единства страны.

Короче говоря, для нынешнего режима реализация «Минска-2» смерти подобно, хотя повторимся, для ДНР-ЛНР это также тяжелейший компромисс, поскольку предусматривает отказ от базовых принципов – объединения с Россией и создания Новороссии.

Поэтому неудивительно, что буквально на следующий день после подписания Порошенко начал саботаж реализации «Минска-2». Не было сделано буквально ничего для его исполнения. Все началось с отказа понимать соглашения, так как они написаны. В тексте значилось: «Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно было начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа)».

Но в Киеве - и официально и не официально начали утверждать, что читать и понимать следует ровно наоборот! Мол, сперва дайте нам контроль над границей, а после - выборы. А иначе мы их проводить не будем. Трудно поверить, что такое возможно, но это так.  

Не удивительно, что все сроки по политическим моментам (а срок был один – «к концу 2015 года») были сорваны. По сути, «Минск-2» сегодня давно мертвое соглашение, ибо прошло ровно семь лет с момента его подписания, а ничего не исполнено. Однако он одобрен Совбезом ООН, другими международными организациями. Отказаться от минского формата в реальности невозможно.

Соглашение, на самом деле, выгодно, скорее, для Киева – не его реализация, а сам факт его наличия. Благодаря ему на Россию накладываются и продлеваются санкции, например, Евросоюзом. И это при том, что Москва не является по «Минску-2» стороной конфликта и ее обязанности никак не прописаны. Это ситуация наложения санкций абсурдна, но, тем не менее, это реальность, и реальность, крайне выгодная Украине. На нее же, не выполняющую ни одного положения договоренностей, который прямо за ней закреплены, никаких санкций не накладывается – абсурд, еще больший.

Почему семь лет РФ не педалировала вопрос саботажа минских соглашений, а сейчас его подняла в острой форме – вопрос дискуссионный. Ясно, что прежде у нее не хватало сил. Даже в феврале 2015 максимум на что оказались способными ДНР-ЛНР – это после длительных боев взять Дебальцево, даже не устроив настоящего «котла» - украинцы вывели все свои войска. Для полномасштабного наступления возможностей не имелось – как в августе 2014 их не было для взятия Мариуполя, например. Не было готовности и рвать решительно отношения с Западом.

Но важнее следующее - Россия просто «устала» содержать восьмой год ДНР-ЛНР. В них проживает 3-4 миллиона человек, это не Южная Осетия с ее 50 тысяч жителей. А обстановка постоянных военных провокаций, неопределенности превращает Донбасс в незаживающую рану, постоянно растравляемую. Недаром ведущий украинский пропагандист Юрий Бутусов сказал, что главная цель Киева – не дать превратить ДНР-ЛНР в Приднестровье. В Приднестровье, несмотря на его нерешенный статус, уже тридцать лет нет войны. Люди живут спокойно, экономика худо-бедно работает. Нельзя сказать, что население там нищенствует по сравнению с Молдавией.

А в Донбассе ситуация чревата именно этим - полной деградацией социально-экономической сферы в условиях военной напряженности. И, разумеется, важен пропагандистский аспект - «глядите, к чему приводит «русский мир». Поэтому руководство России и «дошло до точки» и требует незамедлительного выполнения «Минска-2» - чтобы, наконец, Донбасс начал дышать, и с нее спал тяжкий груз необходимости содержать его. Не забудем и про военную составляющую этого «содержания», также немалую.

Также, пока не выполнены соглашения остается и риск начала военной операции по возвращении Донбасса в лоно Украины. Именно последнее считают многие основной причиной нынешней эскалации и собирания российских войск возле границы - с целью не допустить разгрома ДНР и ЛНР по образцу Карабаха.

Отметим и роль Запада, он наотрез до последнего отказывался давить на Киев, чтобы тот выполнял соглашения. Последний всегда находил для этого поводы. Сейчас таковым называется принципиальный отказ от прямых контактов с ДНР-ЛНР, и Запад относится к этому с пониманием, хотя во всех остальных конфликтах он требовал, как, например, от России в Чечне, именно переговоров с сепаратистами. Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба в эти дни не раз заявлял, что минские соглашения «не могут быть выполнены на условиях России», и что прямые переговоры с ДНР-ЛНР будут означать, что Россия – не сторона конфликта.

И так, что же сделать, чтобы соглашение, наконец, заработало? Надежды на это, наконец, после визита канцлера Германии О.Шольца, появляются. Он прямо заявил, что Зеленский пообещал ему подать в Раду соответствующие проекты законов.

Необходимо поступать как в 1995 в Дейтоне, где было подписано реально действующее соглашение. Оно начало реализовываться незамедлительно, и не ждало целых семь лет, хотя тоже означало автономизацию Боснии. То есть требуется четкий повременной график выполнения всех пунктов, теперь уже очевидно, нового «Минска», пусть даже он будет подписан и в Стамбуле, например. Пункт «А» выполняется до 1 апреля, пункт «Б» до 1 мая и т.д. Только в таком виде план будет принят Москвой. Также необходимо решить – что имеется в виду под «отдельными районами Донецкой и Луганской областей»? Иными словами – будут ли эти две области разрезаны пополам навечно – как обстоит дело сегодня, или же, все-таки, области будут восстановлены в своих изначальных размерах? Вопрос прямых контактов на этом этапе кстати говоря, не принципиален. Если будет достигнута генеральная договоренность об устройстве Донбасса, о выборах там, о гарантиях его населению и властям ДНР-ЛНР, можно обойтись и без них. Тогда контакты начнутся уже после примирения в рамках единой, но автономизированной Украины.

Владимир Зеленский

Для Зеленского такой путь – огромный риск. Но при нажиме Запада он будет вынужден пойти на исполнение «Минска», и даже удержать власть за собой на второй срок, если будет установлен прочный мир. У него есть еще два года, и за это время вполне реально добиться лавров миротворца подобно Де Голлю, также подписавшему изначально непопулярные мирные соглашения по Алжиру, но которые сделали его великим государственным деятелем.

Метки
Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

Медведев заявил о конце «любовных игрищ» Киева и Евросоюза

ПОЛИТИКА

Зампред Совбеза РФ подвел итог отношениям Украины и ЕС.

СМИ: украинские военные не справляются с новыми типами вооружений из-за плохой подготовки

В МИРЕ

По данным Foreign Policу, украинских новобранцев в последние недели стали меньше обучать.

Политолог: США и Британия готовят смертельную ловушку для Путина на саммите G20

ПОЛИТИКА

Безопасность российского лидера на встрече глав “Большой двадцатки” вызывает вопросы, считает эксперт.

Акула откусила руку и ногу туристке на египетском курорте

Происшествия

В результате нападения женщина скончалась на руках у врачей.