
Что будет, если Украина начнет выполнять свои обязательства?
Вопрос вопросов в нынешнем кризисе вокруг Украины – исполнение минских соглашений, того, что называют «Минск-2». Собственно, все крутится именно вокруг этого документа, точнее, его реализации. Но поскольку о соглашениях говорят в эти дни особенно много, но при этом мало кто их читал, следует остановиться на них подробнее.
«Минск-2» состоит из двух частей – «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений» и «Декларации в поддержку Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, принятого 12 февраля 2015 года». Первый подписали представители Украины, РФ, ДНР, ЛНР и ОБСЕ, входящие в Трехстороннюю контактную группу. Это такой неформальный орган, в рамках которого осуществляются контакты между Киевом и неподконтрольным Донбассом при посредничестве России и ОБСЕ. Вторую подписали президенты России, Украины, Франции и канцлер Германии, под патронажем которых и состоялось выработка документов о примирении в Донбассе. Иными словами, в Минске 11-12 февраля 2015 года четыре лидера вели переговоры, которые и приняли решение.

Суть Минска-2 сводилась к тому, что ДНР и ЛНР (не называемые так напрямую) получают автономию (с внесением поправок в конституцию), собственные правоохранительные органы, право на использование русского языка в официальной сфере, сотрудничество с Россией, также должна была быть проведена амнистия для всех участников боевых действий. Это, так сказать, политические пункты. Имелись еще положения, касающиеся прекращения боевых действий.
Что последовало после? Полномасштабная война завершилась и более не возобновлялась, - единственный выполненный пункт соглашений, и то не в полном объеме, поскольку перестрелки не прекращались ни на один день. Все остальное так и осталось невыполненным.

Украина пошла на подписание Минских соглашений, находясь в отчаянной ситуации. Она не просто потерпела поражение в августе 2014 года, не сумев завоевать отколовшиеся регионы, но и понесла новые потери, потеряв в начале 2015-го Донецкий аэропорт и Дебальцево – стратегически важный город, транспортный узел.
Если бы Киев не пошел на соглашение, ему угрожали очередные поражения и потери. Поэтому Петр Порошенко и согласился на очень тяжелые и унизительные, по его мнению и мнению победителей на Майдане, условия. Но, как сегодня уже всем очевидно, он согласился на подписание, вовсе не имея в виду реализовывать соглашения. Ему важно было просто перебиться какое-то время, пока не укрепится его власть.
России также было необходимо иметь некий подписанный документ, который бы показал ее заинтересованность в мирном урегулировании, и дал бы гарантии существования ДНР-ЛНР, которые, вообще-то, признавались частью Украины – так что для них это было еще большей уступкой чем для Киева.
Что в первую очередь не устраивало Украину в «Минске-2»? Это нарушение принципа «единой страны». Пусть даже не федерализация, а только автономизация, но она означала крах многих надежд лидеров Евромайдана. Как бы официально признавалось, что не вся Украина рада свержению Виктора Януковича и устремлению страны на Запад. Также, по сути, признается, что единой политической украинской нации не существует, и что часть населения Украины ориентируется на Россию. Этим рушится вся мифология Майдана, ставшая после 2014 официальной государственной идеологией. Одновременно, делается практически невозможной евроинтеграция и вступление в НАТО. Формально это не следует из текста соглашений, но по духу документа Украина должна стать таким государством, в котором одна его часть может не идти в ногу с центром.
Другая важнейшая проблема для Киева – дурной пример для регионов Украины. Если разрешается русский язык как официальный в ДНР-ЛНР, то завтра этого же потребуют и другие области – от Харькова до Одессы. А это еще более сильный удар по единой нации, которую создают как именно украиноговорящую и все делают для вытеснения русского языка.

Из вышеперечисленного вытекает и отказ украинской власти от переговоров с сепаратистами, хотя таковые контакты и прописаны в тексте соглашений. Ибо если они пойдут с ними на прямое взаимодействие, это будет означать признание все того же раскола Украины, что в ней есть несогласные со свержением Януковича и прозападным курсом. А так Киев объявляет ДНР-ЛНР «террористами», кремлевскими марионетками, «оккупационными властями» и сохраняет тем самым иллюзию единства страны.
Короче говоря, для нынешнего режима реализация «Минска-2» смерти подобно, хотя повторимся, для ДНР-ЛНР это также тяжелейший компромисс, поскольку предусматривает отказ от базовых принципов – объединения с Россией и создания Новороссии.
Поэтому неудивительно, что буквально на следующий день после подписания Порошенко начал саботаж реализации «Минска-2». Не было сделано буквально ничего для его исполнения. Все началось с отказа понимать соглашения, так как они написаны. В тексте значилось: «Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно было начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа)».

Но в Киеве - и официально и не официально начали утверждать, что читать и понимать следует ровно наоборот! Мол, сперва дайте нам контроль над границей, а после - выборы. А иначе мы их проводить не будем. Трудно поверить, что такое возможно, но это так.
Не удивительно, что все сроки по политическим моментам (а срок был один – «к концу 2015 года») были сорваны. По сути, «Минск-2» сегодня давно мертвое соглашение, ибо прошло ровно семь лет с момента его подписания, а ничего не исполнено. Однако он одобрен Совбезом ООН, другими международными организациями. Отказаться от минского формата в реальности невозможно.
Соглашение, на самом деле, выгодно, скорее, для Киева – не его реализация, а сам факт его наличия. Благодаря ему на Россию накладываются и продлеваются санкции, например, Евросоюзом. И это при том, что Москва не является по «Минску-2» стороной конфликта и ее обязанности никак не прописаны. Это ситуация наложения санкций абсурдна, но, тем не менее, это реальность, и реальность, крайне выгодная Украине. На нее же, не выполняющую ни одного положения договоренностей, который прямо за ней закреплены, никаких санкций не накладывается – абсурд, еще больший.
Почему семь лет РФ не педалировала вопрос саботажа минских соглашений, а сейчас его подняла в острой форме – вопрос дискуссионный. Ясно, что прежде у нее не хватало сил. Даже в феврале 2015 максимум на что оказались способными ДНР-ЛНР – это после длительных боев взять Дебальцево, даже не устроив настоящего «котла» - украинцы вывели все свои войска. Для полномасштабного наступления возможностей не имелось – как в августе 2014 их не было для взятия Мариуполя, например. Не было готовности и рвать решительно отношения с Западом.
Но важнее следующее - Россия просто «устала» содержать восьмой год ДНР-ЛНР. В них проживает 3-4 миллиона человек, это не Южная Осетия с ее 50 тысяч жителей. А обстановка постоянных военных провокаций, неопределенности превращает Донбасс в незаживающую рану, постоянно растравляемую. Недаром ведущий украинский пропагандист Юрий Бутусов сказал, что главная цель Киева – не дать превратить ДНР-ЛНР в Приднестровье. В Приднестровье, несмотря на его нерешенный статус, уже тридцать лет нет войны. Люди живут спокойно, экономика худо-бедно работает. Нельзя сказать, что население там нищенствует по сравнению с Молдавией.
А в Донбассе ситуация чревата именно этим - полной деградацией социально-экономической сферы в условиях военной напряженности. И, разумеется, важен пропагандистский аспект - «глядите, к чему приводит «русский мир». Поэтому руководство России и «дошло до точки» и требует незамедлительного выполнения «Минска-2» - чтобы, наконец, Донбасс начал дышать, и с нее спал тяжкий груз необходимости содержать его. Не забудем и про военную составляющую этого «содержания», также немалую.

Также, пока не выполнены соглашения остается и риск начала военной операции по возвращении Донбасса в лоно Украины. Именно последнее считают многие основной причиной нынешней эскалации и собирания российских войск возле границы - с целью не допустить разгрома ДНР и ЛНР по образцу Карабаха.
Отметим и роль Запада, он наотрез до последнего отказывался давить на Киев, чтобы тот выполнял соглашения. Последний всегда находил для этого поводы. Сейчас таковым называется принципиальный отказ от прямых контактов с ДНР-ЛНР, и Запад относится к этому с пониманием, хотя во всех остальных конфликтах он требовал, как, например, от России в Чечне, именно переговоров с сепаратистами. Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба в эти дни не раз заявлял, что минские соглашения «не могут быть выполнены на условиях России», и что прямые переговоры с ДНР-ЛНР будут означать, что Россия – не сторона конфликта.
И так, что же сделать, чтобы соглашение, наконец, заработало? Надежды на это, наконец, после визита канцлера Германии О.Шольца, появляются. Он прямо заявил, что Зеленский пообещал ему подать в Раду соответствующие проекты законов.
Необходимо поступать как в 1995 в Дейтоне, где было подписано реально действующее соглашение. Оно начало реализовываться незамедлительно, и не ждало целых семь лет, хотя тоже означало автономизацию Боснии. То есть требуется четкий повременной график выполнения всех пунктов, теперь уже очевидно, нового «Минска», пусть даже он будет подписан и в Стамбуле, например. Пункт «А» выполняется до 1 апреля, пункт «Б» до 1 мая и т.д. Только в таком виде план будет принят Москвой. Также необходимо решить – что имеется в виду под «отдельными районами Донецкой и Луганской областей»? Иными словами – будут ли эти две области разрезаны пополам навечно – как обстоит дело сегодня, или же, все-таки, области будут восстановлены в своих изначальных размерах? Вопрос прямых контактов на этом этапе кстати говоря, не принципиален. Если будет достигнута генеральная договоренность об устройстве Донбасса, о выборах там, о гарантиях его населению и властям ДНР-ЛНР, можно обойтись и без них. Тогда контакты начнутся уже после примирения в рамках единой, но автономизированной Украины.

Для Зеленского такой путь – огромный риск. Но при нажиме Запада он будет вынужден пойти на исполнение «Минска», и даже удержать власть за собой на второй срок, если будет установлен прочный мир. У него есть еще два года, и за это время вполне реально добиться лавров миротворца подобно Де Голлю, также подписавшему изначально непопулярные мирные соглашения по Алжиру, но которые сделали его великим государственным деятелем.
Самое интересное: