Подобные решения не способствуют крепким межнациональным отношениям
В российском спорте, а точнее – в дзюдо, сложились неприятные двойные стандарты. На соревнованиях в Москве заслуженный тренер Наталья Ватутина отчитала ребенка за то, что он перекрестился перед схваткой. А в Грозном участники первенства СКФО показательно организовали на спортивной площадке коллективный намаз. Хорошо, у чеченцев и мусульман свои традиции, и они им следуют. Но почему тогда в Москве своим традициям не позволено следовать русским и православным спортсменам?
Главный судья соревнований, которые проходили в районе Строгино, заслуженный тренер Наталья Ватутина, увидев, что ребенок перекрестился перед началом схватки, на весь зал заявила:
«Молодой человек, напоминаю, что татами - один. Послушайте, пожалуйста, внимательно. Вы не можете на татами креститься и молиться. Вы меня все услышали? По правилам дзюдо ваше вероисповедание должно оставаться за татами».
Является ли такая позиция правильной – вопрос спорный. С одной стороны, может быть, судья и права. Проблема в другом. В одной стране, где проживает около 200 национальностей и исповедуется почти весь спектр мировых религий, правила по этому поводу должны быть едины. Если запрет «молиться» действует, то это должно быть также запрещено и христианам, и мусульманам, и буддистам, и иудеям, и поклонникам зороастризма – всем.
Но, оказалось, что стандарты по этому поводу двойные. В русском городе Москве, где подавляющее большинство населения исповедует православие, дзюдоисту креститься перед состязаниями нельзя. А в Грозном, столице Чечни, в которой большинство верующих – мусульмане, там очень даже можно. Что и продемонстрировали участники Первенства СКФО по дзюдо среди мужчин и женщин памяти Турпал–Али Кадырова: они организовали на спортивной площадке коллективный намаз.
На самом деле, решение спортсменов в Чечне помолиться перед состязаниями, выглядит достаточно логичным: соревнования – это бой, где нужна удача, дополнительные силы, возможность по максимуму реализовать свой потенциал. И то, что верующие люди просят у Всевышнего в напряженной ситуации помощи и поддержки – кажется вполне нормальным. Непонятно только, почему если чеченцам можно всей командой обратиться с молитвой к Аллаху, а православному спортсмену к Богу – нельзя?
Понятно, что чеченцы в таком положении вещей не виноваты: они просто следуют своей традиции. Виноваты на самом деле те, кто продолжает наделять национальными правами всех, кроме русских. Так сложилось, что всем остальным дозволяются «исключения из правил», потому что есть «национальные особенности». А у русских «национальных особенностей» быть не должно – им надо быть толерантными и космополитичными.
Самое неприятное в этой ситуации, что не чеченцы, и не дагестанцы, и не буряты с татарами устанавливают двойные стандарты: чаще всего, это делают сами русские, считая, что таким подходом мы снижаем остроту национального вопроса, стираем потенциальные противоречия. Судья, запретившая креститься, Наталья Ватутина – явно, русская женщина.
Вот только мы забываем, что своего рода «куколдизм», самоуничижение в национальном вопросе – не самая грамотная позиция. В первую очередь, надо научиться уважать самих себя, свои ценности и традиции. И уже на основе этого выстраивать дружеские, взаимовыгодные отношения с другими нациями.
Условно говоря, если мы проводим «фестивали плова», то они должны быть ответом на «фестивали борща» в республиках Средней Азии. А если их там нет, то не надо заискивать перед гостями. Надо их ценить, уважать, помогать им адаптироваться в нашем обществе, но не пытаться прыгать вокруг, словно, заискивая.
То же самое – и в спорте: должны быть единые, жесткие правила в отношении демонстрации своей религиозной принадлежности. И если в Чечне дзюдоисты делают на татами коллективный намаз, православные борцы в Москве имеют полное право не только креститься, но и попросить благословения священника перед состязаниями.