
Перед роковым стартом на корабле «Союз-1» Владимир Комаров, словно предчувствуя беду, привел в порядок все свои дела.
Также 24 апреля День российского стоматолога, День рождения газированной воды, День памяти сотрудников МЧС России, погибших при исполнении служебных обязанностей, Всемирный день защиты лабораторных животных, Международный день солидарности молодежи, Международный день многосторонности и дипломатии во имя мира и Антип Водогон, а также в этот день в 1927 году в Москве была открыта первая мировая выставка моделей межпланетных аппаратов, механизмов, приборов и исторических материалов, а в 2007 году в храме Христа Спасителя прошла церемония прощания по случаю кончины Бориса Ельцина.
Подробнее поговорим о полете космического корабля «Союз 1», который завершился 24 апреля 1967 года гибелью космонавта Владимира Комарова.
Владимир Комаров (1927-1967) — советский летчик-космонавт № 7, дважды Герой Советского Союза (второй раз звание присвоено посмертно), командир первого в мире экипажа космического корабля, причем сразу из трех человек.

Комаров дважды летал на первых кораблях нового типа: трехместном «Восходе-1» (12—13 октября 1964, совместно с Константином Феоктистовым и Борисом Егоровым) и одноместном «Союзе-1» (23—24 апреля 1967). Комаров – не только первый советский космонавт, побывавший в космосе дважды, но и, к сожалению, первый космонавт, погибший в ходе полета.
Перед роковым стартом на корабле «Союз-1» Владимир Комаров, словно предчувствуя беду, привел в порядок все свои дела, заставил жену Валентину учиться водить машину, показал ей, где лежат документы на квартиру и ключи от гаража.
Путь к звездам
В 1935—1943 годах Комаров учился в московской школе № 23, затем поступил в 1-ю Московскую спецшколу ВВС, которую окончил в июле 1945 года. С 18 июля 1945 года молодой человек стал курсантом Сасовской авиационной школы первоначального обучения, а в сентябре того же года — курсантом Борисоглебского военного авиационного училища летчиков.

В июле 1946 года Комаров был переведен в Батайское военное авиационное училище имени А. К. Серова, после окончания которого в 1949 году начал службу летчиком-истребителем в 382-м истребительном авиационном полку 42-й истребительной авиационной дивизии ВВС Северо-Кавказского военного округа, базировавшемся в Грозном. Там он познакомился со школьной учительницей Валентиной Киселевой, которая вскоре стала его женой.
В 1959 году Владимир Комаров успешно окончил 1-й факультет (авиавооружения) Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского и был распределен в Государственный Краснознаменный НИИ ВВС. Именно здесь комиссия по отбору в первый отряд космонавтов предложила ему новую секретную испытательную работу.
После прохождения медицинской комиссии 7 марта 1960 года Комаров был зачислен в отряд космонавтов. С марта 1960 по март 1961 года он проходил общекосмическую подготовку. По ее окончании, сдав выпускные экзамены, 5 апреля Комаров был официально назначен космонавтом Центра подготовки космонавтов (ЦПК), после чего начал подготовку к полету на космических кораблях «Восток» и «Восход».

В июне 1962 года Комаров заменил Григория Нелюбова, отстраненного от подготовки, в качестве дублера пилота КК «Восток-4» (полет в августе 1962 года). 12 августа 1962 года космонавт был дублером пилота КК «Восток-4» Павла Поповича. С сентября 1962 года он готовился к длительному групповому полету (планировалось 10 суток) в качестве дублера пилота КК «Восток-5» (полет был отменен), однако в мае 1963 года по состоянию здоровья был отстранен от подготовки.
Первый полет
Свой первый космический полет Комаров совершил 12—13 октября 1964 года на борту космического корабля «Восход-1» вместе с космонавтами К. П. Феоктистовым и Б. Б. Егоровым (позывной экипажа — «Рубин»).
Это был первый в мире многоместный космический корабль. Впервые в составе экипажа были не только летчик, но также инженер и врач. Впервые в истории экипаж совершал полет без катапульт и скафандров (из-за тесноты в кабине). Впервые была применена система мягкой посадки.

Итоговая длительность полета составила 24 часа 17 минут 3 секунды, за это время корабль совершил 16 витков вокруг Земли. За успешное выполнение полета экипажу было присвоено звание Героев Советского Союза со вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Подготовка ко второму полету: дурные предчувствия
Корабль из серии «Союз», на котором должен был полететь во второй раз Владимир Комаров, создавали в ответ лунной программе США. После того, как в январе 1966 года на операционном столе умер Сергей Королев, работа над программой шла очень тяжело. Три беспилотных пуска «Союзов» прошли частично или полностью неудачно, однако советские власти приняли решение о пилотируемом запуске — шла, так называемая, «лунная гонка».
Лететь в космос должны были сразу два корабля, которым нужно было состыковаться на орбите. «Союз-1» должен был стартовать 23 апреля 1967 года, «Союз-2» — 24 апреля. Владимиру Комарову предстояло лететь на первом корабле.

Перед полетом космонавт навещал больного коллегу в больнице, позже жена этого коллеги рассказала Валентине Комаровой о произошедшем там разговоре. Владимир поделился с другом: «Процентов на девяносто полет будет неудачным».
Дочь Владимира Комарова, Ирина, рассказала позже в интервью: «Незадолго до старта отец вдруг заставил маму учиться водить машину. Настоял, чтобы она сдала на права, потом ездил с ней в качестве пассажира, чтобы она уверенно чувствовала себя за рулем. На 8 Марта он принес маме шикарный столовый сервиз, который едва умещался в багажнике «Волги», и сказал: «Вот будешь потом принимать гостей». А перед стартом папа навел у себя в столе идеальный порядок, ответил на все письма. Показал маме, где лежат документы на квартиру, где ключи от гаража».
За 40 дней до гибели Владимир Комаров широко отпраздновал свой 40-летний юбилей, хоть это и не принято — считается плохой приметой.

Роковой полет
«Союз-1» стартовал с Байконура 23 апреля 1967 года. Дублером Владимира Комарова был Юрий Гагарин. Он поднялся вместе с ним на лифте на верхнюю площадку фермы обслуживания, и крикнул, дождавшись, когда закроется люк: «До скорой встречи»!
Вначале все шло по плану, но как только корабль вышел на орбиту, нештатные ситуации пошли одна за другой. Вначале не раскрылась одна из двух панелей солнечных батарей, из-за чего «Союз» начал испытывать дефицит электроэнергии. Владимир Комаров получил приказ возвращаться на Землю. Но возникла новая проблема — отказ датчиков ионной ориентации.
Ирина Комарова вспоминает: «Когда поступила команда идти на посадку, автоматика «запретила» выдавать тормозной импульс. С папой на связи в это время находился Юрий Гагарин. Отцу предложили ручную ориентацию на светлой стороне... Сподвижник Королева, конструктор Борис Черток, в своих воспоминаниях отмечал, что такой вариант посадки космонавты не репетировали. Папа выполнял то, чему космонавтов еще никто и никогда не учил. Он сделал все, чтобы вернуться...».

Владимир Комаров сделал невозможное — «Союз-1» начал спуск с орбиты. Все, кто в этот момент был в Центре управления полетами, захлопали в ладоши, ожидая скорой встречи с космонавтом. К сожалению — рано. На высоте 7 км отказала парашютная система. Аппарат «Союза-1» врезался в землю со скоростью около 50 метров в секунду. В баках аппарата было около 30 килограммов концентрированной перекиси водорода, которые взорвались от удара о землю. Выжить у космонавта не было ни единого шанса.
Валентина Комарова так и не вышла замуж после смерти Владимира. Впоследствии она рассказывала своей дочери, что постоянно ощущает незримое присутствие погибшего мужа.
Последние новости России на сегодня читайте здесь, на БлокнотРУ
#Россия
#Новости
#Новости России
#Блокнот новости России