Суд обязал рядового выплатить почти 10 млн рублей компенсации морального вреда пострадавшим и родственникам погибших.
Второй окружной военный суд в Чите вынес приговор рядовому-срочнику Рамилю Шамсутдинову, который в октябре 2019 года расстрелял восьмерых сослуживцев в воинской части в Забайкалье. Молодой человек получил 24,5 года колонии строгого режима. Он также обязан будет выплатить родственникам своих жертв и раненым в общей сложности 9,8 млн рублей в качестве компенсации морального вреда.
Государственный обвинитель просил приговорить Шамсутдинова к 25 годам колонии и поддержал гражданские иски к подсудимому на 28 млн рублей. Коллегия присяжных заседателей признала рядового виновным, но заслуживающим снисхождения. Прокурор же просил не проявлять к обвиняемому снисхождения.
Срочник отказался участвовать в прениях по своему делу и не стал произносить последнее слово.
На суде Шамсутдинов извинился перед родственниками всех жертв кроме одной — вдовы старшего лейтенанта Даниила Пьянкова. В показаниях Шамсутдинова говорится, что Пьянков над ним издевался, лишал сна, заставлял по ночам учить устав, а также пытался окунуть головой в унитаз.
Адвокат Шамсутдинова Равиль Тугушев заявил, что видит в приговоре суда один положительный момент: его подопечный не получил пожизненный срок — а так он имеет право на условно-досрочное освобождение и смягчение наказания при положительном поведении. «В целом то, что нет пожизненного заключения, это уже положительно», — сказал юрист.
Будет ли защита обжаловать приговор (это можно сделать в течение ближайших 10 дней), пока неизвестно. «Относительно того, устраивает нас приговор или нет, я пока не готов дать однозначный ответ. Пока мы ждем консультаций», — пояснил Тугушев, не исключив вариант обжалования. По его словам, адвокат потерпевшей стороны уже заявил, что намерен обжаловать приговор суда.
Напомним, трагедия в воинской части №54160, расположенной в закрытом забайкальском поселке Горный, произошла 25 октября 2019 года. Как считает следствие, 20-летний Шамсутдинов, призванный на срочную службу из Тюменской области, стрелял в десятерых сослуживцев, восемь из которых скончались от полученных ранений. Некоторых молодой человек добивал выстрелами в голову.
Впоследствии срочник заявил, что в тот день сослуживцы угрожали его «опустить». Среди жертв, по его словам, были те, кто за время срочной службы подвергал его издевательствам, унижал и вымогал деньги.
В министерстве обороны заявления Шамсутдинова назвали ложью. Напомним, официальная позиция ведомства заключается в том, что с переводом армии на одногодичную срочную службу и контрактную систему дедовщина как таковая была полностью искоренена. Комиссия министерства пришла к выводу, что у Рамиля возник межличностный конфликт из-за психологической несовместимости с одним из сослуживцев.
«Говорить о дедовщине по отношению к рядовому Шамсутдинову нет оснований, как их нет говорить о проявлениях дедовщины в целом в Вооруженных Силах России», — комментировал заявления срочника референт Главного военно-политического управления Минобороны Рустем Клупов. Он также заверял, что в российской армии «нет примеров мужеложства».
Клупов заявил, что Шамсутдинов неправильно истолковал слова сослуживцев. «В армейской среде, к сожалению, распространено сквернословие и, чего греха таить, мат не только не пресекается, но и повышает рейтинги казарменных спикеров. Это, конечно, не красит облик офицеров, но может объяснить, откуда взялась угроза сексуального надругательства над рядовым Шамсутдиновым», — изложил свою версию представитель Минобороны.
Референт добавил, что Шамсутдинов мог перепутать значения слов: например, как он утверждает, слово «опустить», которое может подразумевать сексуальное действие, на командирском языке якобы обозначает угрозу наказания.
Тем не менее, многие россияне поверили в версию солдата-срочника о дедовщине. Сочувствующие организовали в интернете сбор средств на защиту Шамсутдинова и помогали его отцу. Петицию с требованием оправдать рядового подписали 12 тысяч человек.
Было заведено дело на военнослужащего Руслана Мухатова, которого обвинили в издевательствах над Шамсутдиновым. Мухатов признал вину в избиении, но заявил, что избил срочника по его же просьбе. По словам сослуживца Шамсутдинова, дежурный по роте назначил его ответственным за спортивную подготовку молодых солдат. Двое солдат, включая Рамиля, не смогли выполнить заданные упражнения. По словам Мухатова, в наказание он заставил двоих бойцов, среди которых был и Рамиль Шамсутдинов, «ходить гусиным шагом». Вместо этого Шамсутдинов, по версии Мухатова, сам предложил ударить его и отпустить. Мухатов обратил внимание, что он использовал боксерскую перчатку, чтобы смягчить удар. Он был приговорен к условному сроку.
Несмотря на заявления Минобороны об отсутствии дедовщины, в российской армии регулярно происходят инциденты, свидетельствующие об обратном.
В 2015 году в воинской части «Песочное» под Костромой 18-летний ефрейтор Павел Бахтин в караульной комнате расстрелял сослуживцев, включая офицера, и покончил с собой. Три человека погибли на месте, четвертый, 23-летний контрактник Денис Иванов, умер в военном госпитале после сложной операции.
Было возбуждено уголовное дело об убийстве двух и более лиц. Следствие установило, что Бахтин стрелял из автомата очередью, массовое убийство заняло у него около минуты.
Другие срочники рассказали журналистам, что командиры недолюбливали Бахтина, и отношения с сослуживцами у него были напряженными. Через некоторое время после призыва Павел внезапно ушел в религию, начал постоянно читать молитвы, пытался соблюдать пост. Служившие с Бахтиным предположили, что он мог употреблять спайсы, однако экспертиза не выявила в его организме даже признаков употребления алкоголя.
В 2016 году в ярославской воинской части произошло ЧП: солдат-срочник едва не погиб, выпав из окна третьего этажа казармы после ссоры с офицером. Он был госпитализирован в травматологическое отделение больницы имени Соловьева, врачи диагностировали у него несколько переломов и сотрясение головного мозга.
В том же году в Сеть попало видео избиения рядового за сон на посту в Геленджике. Обозвав срочника, старшина несколько раз ударил его по лицу, из-за чего тот едва не свалился на пол. Очевидцы утверждают, что один из стоявших в тот момент рядом солдат попытался заступиться за пострадавшего, но также получил по голове от разъяренного «начальника».
В мае 2016 года в воинской части под Петербургом солдат-срочник, которому оставалось 10 дней до демобилизации, покончил с собой, в предсмертной записке обвинив офицера в издевательствах.
В 2017 году ефрейтор Гасан Абдулахадов убил офицера и двух солдат в воинской части №53790 города Белогорска в Приамурье, а потом сбежал и был застрелен при задержании.
Осенью 2020 года башкирский солдат-срочник покончил с собой в дисциплинарной воинской части №44311 Читы. Инцидент произошел вечером 24 сентября, однако о нем известно лишь в октябре: оборонное ведомство не подавало отчетов по этому поводу. Молодой человек планировал остаться служить по контракту и уже собирал для этого документы.
В октябре 2020 года в воинской части Крыма погиб рядовой-контрактник, по предварительным данным, его застрелил старший по званию. ЧП произошло в селе Перевальном Симферопольского района, было возбуждено уголовное дело об убийстве.
В ноябре 2020 года солдат-срочник, служивший на аэродроме «Балтимор» под Воронежем, устроил бойню в своей части. Убийцей оказался 20-летний Антон Макаров. Было установлено, что перед ЧП он поругался с майором Сергеем Ермолаевым, который прибыл в часть с проверкой наряда, и подрался с ним. В ходе драки Макаров отобрал у 38-летнего офицера пистолет и расстрелял противника. Сослуживцы охарактеризовали срочника как странного человека. Следствие установило, что до прихода в армию он учился на полицейского.
Известный правозащитник Владимир Осечко заявлял, что в воинской части, где служил Макаров, происходили вопиющие случаи дедовщины. По его словам, старослужащие и офицеры в этой части практиковали вымогательство денег и продуктов у срочников, взамен предоставляя им «льготные» условия прохождения службы. Сам Макаров после задержания отказался давать показания.