Измученный школьник - не редкость
Председатель Госдумы надеется навести порядок с учебной нагрузкой в школах России к будущему учебному году
Нагрузка на школьников в России становится все выше. В итоге страдает здоровье, а особо толка в усвоении знаний нет. Программа «разбухает», а еще детей «грузят» дополнительными уроками под видом формально «внеурочной» деятельности. В Госдуме проблему видят, с ней обещают что-нибудь сделать.
Жалобы родителей школьников наконец-то услышали почти на самом верху. Вячеслав Володин, председатель Государственной думы, один из высших руководителей страны, занялся темой перегруженности школьной программы.
Еще в ноябре в думских стенах было отмечено: нагрузка на детей, особенно в старших классах, выше предельной, допустимой санитарно-эпидемиологическими нормами, сразу на 30%.
Дети, по словам Володина, приходят из школы изможденными. А еще надо осилить огромный объем домашних заданий. Это уже ни в какие ворота не лезет.
В итоге суммарно на учебу школьники тратят как минимум восемь, а то и все десять часов ежедневно. Надо ли удивляться, что после этого многие способны лишь вяло «тупить в телефон», а не вести активный и здоровый образ жизни.
Расписание, отметил Володин, крайне перегружено. Вместе с «домашкой» жить становится вообще некогда.
Стоит отметить, дополнив Володина: объем часов, которые школьник вынужден проводить в школе, зачастую раздувается самыми разнообразными, по-иезуитски хитрыми способами. Формально базовое расписание в старших классах не сильно отличается от того, которое имело место еще в каких-нибудь далеких 1970-х годах.
Однако на него наслаиваются самые разные «допы», которые формально не считаются уроками. Хочешь сдать ЕГЭ чуть лучше, чем на «тройку»? Вот тебе шесть дополнительных (как правило, платных) «не уроков» в неделю.
А еще учителя, которых вынуждают отчитываться о самой разнообразной внеурочной деятельности – творческой, патриотической, воспитательной и т.п. – не могут не «вешать» все это дополнительной нагрузкой и на учеников.
- Со стороны правительства есть понимание необходимости пересмотра учебной нагрузки в школах. Планируем включить этот вопрос в число приоритетов на 2025 год и совместно с правительством выработать решения. Важно, чтобы ребёнок, получая знания, был здоровым,- пообещал разобраться с ситуацией председатель Госдумы.
То есть, если все будет развиваться в правильном направлении и достаточно оперативно, раздутая школьная программа может быть «порезана» уже к 2025-26 учебному году. В таком случае уже следующее 1 сентября дети могут встретить с расписанием, которое могут «затащить», не рискуя стать сутулыми и подслеповатыми.
Конечно, нельзя исключать и того, что благородный порыв Госдумы в итоге увязнет в бюрократии еще на федеральном уровне. Что уж говорить о ситуации «на местах»?
Проблемы современной российской школы носят комплексный характер. Во-первых, конечно, это нехватка учителей, которых уже мечтают хотя бы частично заменять нейросетями.
Во-вторых, в силу совершенно естественного закона бюрократической жизни школьные директора и чиновники от образования на муниципальном уровне скорее всего будут ложиться костьми. Лишь бы, не дай Бог, не отнимали «часы», на которых базируется финансирование.
Ни один бюрократ по собственной воле не согласится с необходимостью оптимизировать численность подведомственной ему организации и сократить объемы работы, за которые уже привыкли успешно отчитываться. Подвизающиеся на ниве среднего образования – не исключение.
Можно вспомнить, что еще в 2021 году не выматывать школьников, а привести их нагрузку в соответствие с физическими возможностями, призывал непосредственно Владимир Путин.
Но, раз тема продолжает оставаться горячей и более трех лет спустя, Путина тогда не послушали.