С высоких трибун все чаще звучит идея о возвращении советской практики: получил диплом бесплатно – иди работать там, куда пошлют
В России после распада Советского Союза довольно быстро начало расти количество бюджетных мест в вузах, если сравнивать его с численностью выпускников 11-х классов. В 2024 году школы выпустили 635 тысяч человек. На них вузы выделили 621 тысячу бесплатных мест.
Понятно, что в МГУ, который Московский, желающих попасть гораздо больше, чем в другой МГУ (Мордовский). Однако в целом получается так, что любой желающий (не все выпускники в принципе подают документы в вузы) может пройти на бюджетное место. Если, конечно, не будет смотреть исключительно на столицу и города-миллионники, а закатает губу и поищет что-нибудь попроще. На многие специальности в провинциальных вузах конкурс составляет меньше одного человека на место – то есть для поступления, сдавая ЕГЭ, достаточно по всем предметам хотя бы на один балл превзойти границу, отделяющую «неуд» от «уда».
Конечно, далеко не все выпускники потом идут работать по специальности. Кто-то, принимая решение убрать диплом на полку и пойти в курьеры за длинным рублем, все-таки чувствует некоторые моральные терзания. Однако значительная часть студентов изначально учится «ради хоть какого-нибудь диплома». С введением ЕГЭ многие выбирают факультет по принципу «куда хватило баллов», до окончания одиннадцатого класса даже не задумываясь о будущем месте учебы.
Есть ли в этом поведении логика? Безусловно, да, хотя в последние годы постоянно пишут, что «знания и навыки важнее диплома». На диплом работодатели все-таки смотрят. Это в любом случае определенный фильтр. Если человек сумел проучиться четыре-пять лет на бюджете, не бросив, не заработав исключение и все-таки получив возможность писать в анкетах, что у него высшее образование – значит, он вряд ли совсем уж тупой.
Более того, в депрессивных регионах вполне приличным местом работы могут стать муниципальные или государственные учреждения, где надо будет всего лишь просиживать заднее место и перекладывать бумажки. Не очень высокая по меркам крупных городов, но вполне приличная в далеком райцентре зарплата, работа в тепле, без физического надрыва – и жизнь удалась. Однако на такие вакансии берут только людей с дипломами.
Актуальной продолжает оставаться и отсрочка от армии. Пока студент мужского пола окончит вуз, он может обзавестись семьей и маленьким ребенком, «найти» у себя какие-нибудь заболевания, поступить в аспирантуру (есть недорогие коммерческие варианты, где писать диссертацию не требуют) и в итоге выйти за предельный возраст для призыва (в настоящее время 30 лет), так и не отдав священный долг Родине.
Короче говоря, «диплом в целом не помешает, а работать по указанному в нем профилю – да ну его нафиг, пойду, где больше платят, в те же курьеры». Примерно так думают очень многие студенты вузов. Власти, конечно же, это не очень нравится.
Недовольство таким потребительским отношением к высшему образованию периодически прорывается сверху. Так, в минувшем сентябре вице-президент Российской торгово-промышленной палаты Елена Дыбова обрушилась на пресловутых курьеров, а заодно и таксистов. Мол, все только доставляют и таксуют, а крепить оборону на заводах некому.
В последнее время общественное мнение все активнее «прогревают» по теме обязательного послевузовского распределения выпускников. Подразумевается советский опыт – закончив вуз, выпускник обязан определенное количество лет отработать по специальности там, куда его пошлют. Хоть в село нечерноземной полосы, хоть на Крайний Север или Дальний Восток. Ну и, конечно же, зарплату ему будут платить такую, какую назначат. Мол, нечего халявничать и выбирать легкие варианты, рассекая по улицам с сумкой доставщика за спиной.
Последним о необходимости такого подхода высказался депутат Госдумы от ЕР Сергей Морозов, выступая на форуме «Города России» в Екатеринбурге.
Он заявил: те, кто после вузов выбирает работу в доставке – не патриоты. Почти половина молодых людей, закончивших, как выразился депутат, «шикарнейшие вузы Москвы», прежде думают не о Родине, а о себе, любимых. И развозят пиццу.
По мнению Морозова, легко и просто победить эту тенденцию, восстановив то самое распределение. Тогда выбора между патриотичной работой по специальности (за небольшие деньги и там, куда Родина пошлет) и циничным заколачиванием денег на доставке пиццы попросту не будет. И экономика воспрянет, особенно ее критически важные отрасли.
Правда, требующие распределения с высоких трибун персонажи почему-то не задумываются о том, насколько эффективным будет труд человека, который обязан работать там, где он не хочет, даже если ничего не имеет против полученной специальности. К примеру, на знаменитом Уралвагонзаводе прямо сейчас есть вакансии для инженеров с высшим образованием, по которым предлагаются зарплаты в 40, 43, 45 или 55 тысяч рублей.
Попав на подобное место работы по принуждению, молодой специалист, скорее всего, будет думать: «мне оскорбительно мало платят, так что постараюсь делать как можно меньше, пока не отсижу срок по распределению». И вести себя соответственно. Или и вовсе напрашиваться на увольнение «по статье», чтобы освободиться хотя бы такой ценой.
Вместо того, чтобы обязывать выпускников бюджетных отделений работать по специальности хоть какое-то время, наверху стоило бы задуматься о зарплатах рядового персонала с высшим образованием в муниципальных и государственных учреждениях крупных городов или на предприятиях, тесно связанных с госфинансированием.
К примеру, рядовой сотрудник суда даже в областных центрах (например, секретарь судебного участка) с высшим образованием и 20-летним стажем будет получать ежемесячную зарплату в 35-40 тысяч рублей. Сетевые супермаркеты там же предлагают человеку без какого-либо стажа больше за не требующую особых навыков работу продавцом-кассиром.
Ни один вменяемый человек, невзирая на свой патриотизм, не выберет вариант «работать по специальности и оставаться бедным», если есть куда более приличные предложения по зарплате. Когда ежемесячный минимальный платеж по ипотеке в не самом крупном населенном пункте может начинаться от 50 тысяч за «однушку», какие перспективы у инженера, получающего «на руки» 40-45?
Хотите привлечь специалистов к работе в соответствии с дипломом – предложите конкурентоспособную зарплату. Если, по данным минэкономразвития, в 2024 году средняя зарплата россиян приблизилась к 90 тысячам рублей, как вышло, что молодому перспективному инженеру предлагают вдвое меньше средней?
Ну а немотивированный подневольный труд, особенно если речь идет о позициях, где надо думать головой, вряд ли поможет Родине.