Пиар-технолог Олег Мальцев – о том, как на россиянах апробируют политические приемы.
PR -технологии позволяют установить плодотворные отношения между организацией и аудиторией посредством двусторонней коммуникации. Они используются в бизнесе, политике, социальной, медийной и других сферах. Но в последнее время рынок PR-услуг претерпел значительные изменения по всем направлениям, считает пиар-технолог Олег Мальцев.
Политический пиар долгое время выступал незаменимым инструментом чиновников по достижению своих коммерческих целей и установлению доверительных отношений с обществом. Однако функциональность политических пиарщиков стала уменьшаться при переходе российского государства с демократического на авторитарный стиль управления. Если ранее PR-специалисты могли создать искусственным способом лидера мнений в регионе практически любое должностное лицо, то сейчас управлять имиджем чиновника и политика посредством PR – технологий стало намного проблематичнее. Общество получило благодаря интернету возможность видеть «своих слуг» под другим ракурсом – более объективным. В таких условиях политический пиар становится неактуальным.
В политическом пространстве власть уже вынуждена делать крайне осторожные и незначительные шаги в сторону общества, что постепенно приводит к упадку доверия людей. А ведь именно доверие граждан выступает главным условием легитимности власти.
По мнению Мальцева, роль политических пиарщиков в России будет и дальше уменьшаться из-за смещения приоритетности телевидения, печатных изданий в сторону сети интернет. «Население стало активно пользоваться интернет-ресурсами, которые государство пока не может так жестко контролировать, как телеканалы», - заявляет эксперт.
Телевидение значительно утратило прежние позиции приоритетной площадки донесения информации и воздействия на людей. «Интернет очень быстро выводит на политическую арену блогеров, бывших депутатов, мэров, губернаторов, мнение которых сходится с запросами россиян. Примечательно, но не редко такие «народные избранники» попадают в жернова государственного механизма и пропадают на долгое время в стенах СИЗО, колоний», - заявил Мальцев.
По его оценкам, государству приходится теперь принимать непопулярные решения в режиме громких информационных вбросов в сеть. Пока люди заняты обсуждением очередного сумасшедшего предложения, чиновники внимательно наблюдают за реакцией общества. Если она слишком негативная, предложение на определённое время убирается в шкафчик до нужных времен. Примером тому являются законопроекты о сборе ягод, грибов, недавние предложения о введении штрафов для населения за наличие на дачных участках ромашки, одуванчиков и т.д.
Если градус недовольства позволяет принять закон, он прорабатывается депутатами в течение короткого периода времени и вступает в силу, считает Мальцев. Так были приняты законы о повышении пенсионного возраста, увеличении НДС, введении туристических сборов, дополнительных коммунальных платежей и многое другое. Когда население понимает, что его обманули, как это было после пенсионной реформы, кремлевские PR-инженеры начинают активно муссировать другую тему: например, угрозу войны с Украиной, опасность британского штамма коронавируса и прочее.
Пиарщик Мальцев сделал отдельный акцент на схлопывании торгово-экономического рынка, в результате чего в России сократился до минимума запрос на PR–услуги и в коммерческой сфере. «Существующий в стране бизнес живет в основном за счет государственных контрактов и строительства. Сама ситуация говорит о том, что бизнес - пиарщики нужны лишь определенным лицам для выполнения краткосрочных задач и проектов» - рассказал «Блокноту» специалист.
Построенные торговые сети, пользующиеся монопольным положением, диктуют условия уже не только покупателям, но и государству. Попытки вмешательства правительства в регулирование цен на базовые продукты привело к опустошению полок, а после и вообще к подорожанию ряда позиций, - отмечает пиар-технолог.
Важно указать, что ситуация с построением бизнеса только на государственных контрактах может продлиться от силы еще пару лет. Сокращение среднего класса и увеличение бедных потребует от правительства стимулирования рынка.
Мальцев уверен, что конкретные перспективы у пиарщиков возможны только после возврата государства к демократическим институтам, где на первый план для бизнесменов выйдет объективная и открытая конкуренция, а для политиков - борьба за электорат на основе честных выборов.