Политолог Роман Коломойцев – о необычном поведении силовиков в столице во время протестной акции
Накануне по всей России прошли протестные акции в поддержку находящегося в заключении оппозиционера Алексея Навального. Пресс-служба ГУ МВД по Москве сообщала, что в несанкционированной акции в центре российской столицы приняли участие около 6 тысяч человек. По информации ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в центре Петербурга в несанкционированной акции участвовали 4,5 тысячи человек. По данным пресс-центра МВД, в 27 городах России на улицы вышли почти 3,5 тысячи человек. Однако в Москве и большинстве регионов полиция в этот раз, в отличие от предыдущих, вела себя сдержанно. Провалился ли протест и почему силовики не стали применять свой ресурс на полную – «Блокноту» рассказал политолог, главный редактор сайта InFocus.press Роман Коломойцев.
Если говорить о прошедших в России накануне митингах, то визуально, на фоне картинки, которая демонстрировалась как раз в тот же день на телеэкранах мировых агентств - Портленд. США, Берлин - у нас все выглядело вполне дисциплинировано и мирно.
О Портленде и нападениях там на полицейских комментаторы говорили буквально следующее: «Ад вырвался наружу…». В Берлине вчера вечером над городом низко летали полицейские вертолеты, и шеренги машин-водометов ожесточенно сбивали с ног демонстрантов струями воды.
Мирный протест. Вот что хочется подчеркнуть в поведении людей, вышедших вчера на улицы российских городов, хотя и с четко обозначенной направленностью, посылом к власти – требований справедливости, свободы собраний и митингов, протестом против коллективных арестов и формальных судов. Задержания были, например, там, где демонстранты представляли помеху транспорту; я сам как журналист, наблюдавший за происходящим вчера на улицах столицы, видел это, но полиция действовала без привычной уже нам жестокости, чего не скажешь о питерских правоохранителях, резко обращавшихся с демонстрантами без всякого на то повода.
Так что по итогам акций, сравнивая два города, можно сказать, что Москва в смысле обеспечения правопорядка выглядела предпочтительнее. Да, митинги были неразрешенные, но не дело полиции настраиваться на политическую волну, выражая неприятие протестующих с помощью борцовских приемов и калеча людей. Правопорядок. Повторю это слово. Вот функция полиции даже в ситуации нарушения закона, при условии, что демонстранты не проявляют агрессии. А все, пришедшие на вчерашнюю акцию с целью поддержать политических заключенных, протестовать против коррупции и потребовать больших гражданских свобод вели себя сдержанно и были настроены мирно. Там, где власть обладает мудростью, чтобы не провоцировать действиями полиции эскалацию насилия, никаких эксцессов не происходит, как и было в Москве.
Хорошо бы у власти еще хватило умения договариваться с людьми, вести диалог с оппозиционно настроенными гражданами и не запрещать их свободное волеизъявление на митингах и демонстрациях.
Неплохо представляя себе, как происходит согласование действий чиновников в структурах власти, объясняю проявление большего насилия полиции в отношении демонстрантов в Петербурге желанием перестраховаться, выслужиться перед вышестоящим начальством. Это традиционная позиция чинуш, действующих по шаблону, о чем красноречиво свидетельствует, например, поведение некоего полковника в Питере, отдававшего приказ подчиненным: «Давай, давай еще пяток в автозак забирай»…
В Москве ситуацию, скорее всего, заранее промониторили, и проявили разумный подход, не нацеливая правоохранительные органы на жестокое обращение с демонстрантами.
Фото: телеграм-канал «Подъем»