Рейтинг «Минченко Консалтинг» отразил несамостоятельность Беглова

ПОЛИТИКАПрокомментируйте новость
Рейтинг «Минченко Консалтинг» отразил несамостоятельность Беглова

Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов показал себя как неэффективного управленца, провалив в городе реализацию крупных инфраструктурных проектов.

Рейтинг главы города держится исключительно на поддержке федерального центра и лично президента РФ Владимира Путина, о чем говорит исследование «Минченко Консалтинг». Однако существует риск утраты этой поддержки, что потенциально может привести к отставке главы города.

Коммуникационный холдинг «Минченко Консалтинг» («МК») в конце июля опубликовал десятый рейтинг политической устойчивости глав регионов России. В исследовании аналитики оценивают работу губернаторов по нескольким показателям с присвоением баллов. В расчет берется степень поддержки чиновника федеральным центром (политбюро 2.0), наличие больших проектов, экономическая привлекательность региона, срок полномочий, позиционирование и наличие конфликтов. Количество баллов определяет позицию чиновников в группе (формируются по округам РФ) и в зоне устойчивости, которая выделяется цветом. «Зеленая» - крепкое положение, «желтая» - шаткое положение, «красная» - высокий риск сложения полномочий. Чем балов меньше, тем выше вероятность отставки. Но в тоже время и высокий балл не говорит об отсутствии проблем. В методологии рейтинга у ряда показателей высокое количество очков как раз сигнализирует о кризисе или говорит наличии зависимостей, которые можно трактовать как проблему.

Новое исследование «МК» выявило лидеров и аутсайдеров среди управленцев, а также указало на проблемы в политическом и экономическом менеджменте отдельно взятых регионов. Последнее актуально для Санкт-Петербурга. Губернатор Александр Беглов в списке глав субъектов по СЗФО оказался в «желтой зоне» с суммой в 15 баллов, что указывает на его шаткое положение. Отметим, Беглов с момента занятия поста главы Петербурга никогда не становился лидером по устойчивости. 10-й «Рейтинг Минченко» по ряду критериев отразил наличие серьезных проблем.

«Ручной губернатор»

Александр Беглов получил 9 баллов по критерию «Политбюро 2.0». По методологии «МК», это свидетельствует о высокой поддержке федцентра и прямом контакте губернатора с президентом страны Владимиром Путиным. Ситуация двояка. Глава города относится к «губернаторам новой волны», которых Путин рекомендовал на руководящие должности после 2016 года, возлагая надежды на решение ими социально-экономических проблем в регионах. Это объясняет контакт с президентом. В свою очередь наличие практически максимального балла по поддержке федцентром может косвенно указывать на несамостоятельность Беглова, присутствие ручного управления городом вышестоящим руководством и свидетельствовать о том, что губернатор не справляется с возложенными на него задачами. И в первую очередь речь может идти о провале или затягивании реализации важных для города крупных инфраструктурных проектов, к которым привлекались средства федерального бюджета. В Петербурге действительно не мало застопорившихся проектов.

Так, Беглов еще на посту врио губернатора в 2018 году обещал ускорить строительство широтной магистрали скоростного движения (ШМСД, второе название ВСД) и завершить трассу в срок. Однако призывы не помогли. Вместо старта работ в 2019-м, реализацию первого этапа ШМСД по строительству Витебской развязки начали только в марте 2021-го года. Общий срок окончания строительства трассы значительно сместился. Отсутствие ВСД, как части скоростного автотранспортного каркаса, является проблемой для Петербурга. Из-за отставания развития дорожной инфраструктуры, разгрузки магистралей город постоянно простаивает в пробках. Согласно данным аналитического агентства INRIX, ежегодно публикующего рейтинг трафика в странах мира, в 2020 году Петербург был 11 месте в мире и на 2 месте в России по загруженности и длине заторов. В среднем петербуржец в прошлом году потерял в пробках 74 часа своей жизни.

В Петербурге катастрофически отстают темпы строительства метрополитена. За прошедшие 10 лет в Северной столице было проложено всего 14,5 км линий и построено 11 станций (с учетом вестибюля «Спортивная-2»). Для сравнения, в Москве с 2011 года построено 90 станций и МЦК, проложено 177 км линий. Беглов в 2019-м году обещал уделить внимание метростроению, в том числе для возможной прокладки линии к аэропорту в Пулково в качестве альтернативы отмененному проекту «аэроэкспресса». Но спустя два года можно констатировать, что ситуация критически не поменялась. На прошедшем 26 июля совещании с Владимиром Путиным по инфраструктурным проблемам Петербурга и Ленобласти Беглов запросил у президента финансовой помощи на строительство метро в размере 130 млрд рублей. По словам губернатора, допфинансирование поможет построить в Северной столице к 2024 году около шести новых станций. Однако данные планы видятся неисполнимым в виду системных проблем с метрополитеном в городе.

Смольный практически не координирует ведомства, отсутствует выверенная стратегия строительства метро. Сроки создания станций постоянно переносятся. Схема развития метрополитена регулярно переписывается. Многие спроектированные ранее станции невозможно построить из-за отсутствия планов планировки территорий. По этой причине сегодня не ведутся работы по продолжению «зеленой» и «фиолетовой» веток метро. Из-за срыва создания станций нет возможности построить кольцевую ветку. Эксперты рассказывали изданию «Деловой Петербург», что власти города не раскручивают метростроение и проектирование. Из-за отсутствия заказов основной проектировщик метро - институт «Ленметрогипротранс» - планирует смену сферы деятельности. Помимо этого, есть проблема с банкротством основного подрядчика ОАО «Метрострой». Сейчас Смольные планирует передать его контракты новой компании, созданной совместно с городом - «Метрострой Северной столицы». Однако неизвестно сколько продлится процесс передачи проектов и когда МСС приступит к работам. Из-за постоянных срывов сроков строительства метро в городе создается перекос в развитии – жилая застройка опережает инфраструктурную.

Это далеко не весь перечень проектов, которые при Беглове не были реализованы. Тут можно вспомнить и отмену «аэроэкспресса» до Пулково в 2019 году, на который губернатор почему-то сейчас решил попросить денег. Срыв сроков прокладки железнодорожных путей для скоростного трамвая до Шушар и многие другие. Отметим, что ручное управление губернатором можно считать своего рода «обоюдоострым мечом» - его провалы опосредованно затрагивают рейтинг президента РФ, который оказал Беглову доверие, назначив на пост врио губернатор в 2018-м, и обеспечив ресурс поддержки уже после выборов главы города в 2019-м.

Слабый менеджер без имиджа

«Минченко Консалтинг» оценил качество политического менеджмента в 2 балла из 5 максимально возможных. «МК» охарактеризовал это как слабое управление. Это может быть результатом слабого контроля исполнения решений и неэффективности взаимодействия органов госвласти Петербурга. Ситуация с провалом инфраструктурных проектов это наглядно показывает. Иллюстрируют это и результаты ПМЭФ-2021. Дезорганизация и пассивность в управлении комитетами привели к тому, что на форуме Петербург заключил соглашений всего на 600 млрд рублей. При этом многие из них касались проектов, инициированных еще в прошлые годы. Новых было очень мало. Бизнесу Петербург оказался не интересен ни для инвестирования средств, ни для инициирования собственных проектов. Для сравнения, Ленинградская область смогла привлечь в регион свыше 1 трлн рублей. Проблему отразил и новый рейтинг инвестклимата в регионах агентства «АСИ» - Петербург вышел из четверки лидеров по инвестиционной привлекательности, опустившись на 8-е место.

Критерий «позиционирование» у губернатора Петербурга «МК» оценил в 1 бал. По оценке холдинга, Беглов – простой «функционер». Глава города не является уникальным политиком, с которого можно брать пример другим главам регионов. У него нет позиционирования в какой-либо нише. Дополнительно это свидетельствует об отсутствии у губернатора сформированного положительного имиджа в обществе.

Это следствие неудачно сформированного образа «Дяди Саши», исказившего восприятие Беглова как управленца и сделавшего его в глазах петербуржцев «комичным персонажем». Помимо этого, сказывается и неэффективность существующей системы коммуникации Смольного с социумом. В 2020-м на эту проблему обращал внимание «Центр политической конъюнктуры» и отмечал необходимость ее оперативного решения для подъема качества работы властей с обществом, повышения скорости реакции на обращения и уровня репутации властей. Однако проблема Бегловым так и не была решена, что отражают актуальные альтернативные рейтинги и аналитические источники.

По данным СПб ГКУ «ЦИС», 46% петербуржцев до сих пор не знают, как оставлять обращения и жалобы городским властям. Показательны и данные рейтингового сервиса Pravdavserm, отражающего восприятие губернаторов, уровень доверия и открытия к власти электоратом. Согласно последнему исследованию от 30 июня 2021 года, глава Петербурга находится в нижней части списка и занимает 51-ю строчку из 85. Авторы рейтинга ранее указывали, что низкие рейтинговые показатели поддержки населения позволяют прогнозировать потенциальную отставку. Чем ниже место в рейтинге, тем выше шанс уйти с должности досрочно. Цифры говорят сами за себя – власть в Петербурге закрыта для диалога и имеет низкий уровень доверия у населения. К слову, открытость госаппарата для федерального центра не пустой звук. В 2014 году была утверждена Концепция открытости исполнительной власти. Стандарты, введенные для федерального уровня, внедрялись и на уровне субъектов. Президент РФ еще в 2019 году обращался к губернаторам и требовал быть чуткими к проблемам жителей, внимательно следить за реакцией людей на работу чиновников. Сегодня же в Петербурге речи не идет ни о качественном отслеживании проблем жителей, ни о реакции на их жалобы.

Риск отставки реален

Провал реализации инфраструктурных проектов, слабое политическое управление и низкое доверие со стороны социума указывают на политическую неустойчивость Александра Беглова и наличие в городе системного кризиса. Губернатору пока удается оставаться на руководящем посту в основном благодаря поддержке федерального центра и президента. Однако рейтинг устойчивости главы Петербурга можно актуализировать, откинув влияние федерального центра на объективную оценку работы губернатора. Если Москва перестанет поддерживать Беглова и отправит его в «самостоятельное плавание», то количество баллов в рейтинге значительно снизится. Из прежних 15 останется всего 6, что переведет главу города в «красную зону», то есть сделает потенциальным кандидатом на скорую отставку.

Это тревожный сигнал для Александра Беглова, указывающий на необходимость переоценки ситуации и проведении «работы над ошибками». Сложившаяся ситуация показывает, что критически важно наладить взаимодействие госорганов в городе, усилить контроль за исполнением решений и реализацией проектов. Необходимо повысить уровень коммуникации власти и общества. В ином случае оказывать поддержку из центра могут и перестать, переключившись на новоизбранных в 2020 году молодых губернаторов-технократов.

Если вас обидели, если вас не слышат чиновники и вы хотите привлечь к вашей проблеме внимание общественности – пишите в нашу рубрику «Обращение в редакцию».

Присылайте ваши письма на электронный адрес bloknotmoskva@gmail.com или пишите в директ bloknot_russia. А так же whatsapp +79508687378

Подписывайтесь на наш канал в "Яндекс Дзен", на наш инстаграм @bloknot_russia, @bloknot_politika, @bloknot_trash и социальные сети Вконтакте, Одноклассники и Фейсбук.

Комментировать
Эту новость прокомментировали 0 раз