ЕС не ждет ничего хорошего от Греции, которая готова поддержать Россию, чтобы насолить еврокомиссарам, доведшим страну до нищеты.
Вслед за Грецией и Сербия заговорила о поддержке проекта «Турецкий поток». Это дает основания для уверенности в том, что «Турецкий поток» не повторит судьбу «Южного потока».
Резкий ответ министра производственной реформы, окружающей среды и энергетики Панайотиса Лафазаниса спецпосланнику Госдепа США на предложение по отказу от участия в российском проекте как будто встряхнул остальных потенциальных участников. Способствовало этому и заявление главы «Газпрома» о том, что начато строительство морского участка проекта.
- Мы поддерживаем прокладку через нашу страну газопровода, который пойдет от греко-турецкой границы (дальше в Европу), так как считаем этот проект полезным для греческого народа. Этот газопровод выведет на новый уровень сотрудничество и энергетическую безопасность в Европе. Греция намерена стать энергетическим центром. Мы стремимся проводить многоуровневую и независимую политику в регионе, - заявил греческий министр.
Стоит обратить внимание, что в ЕС уже не удивляются эпатажным и строптивым заявлениям от правительства Алексиса Ципраса. То оно шантажирует выходом из еврозоны, то требует компенсаций от Германии за урон, нанесенный фашистами. Однако данное заявление должно было стать своеобразным сигналом для Еврокомиссии. Посыл этот абсолютно однозначный: участие Греции в этом проекте заключается в том, что она может оказаться противовесом против Турции с ее стремлением стать огромным газовым хабом для Европы и, соответственно, влиять на нее, чего собственно, и опасаются в ЕС. Получается, что, избавляясь от российской газовой зависимости, европейцы невольно попадут еще и в транспортную зависимость от Турции. Турки, конечно, не украинцы и вряд ли станут шантажировать из-за своей газотранспортной системы, что оставят Европу зимой без газа. Все-таки они очень прагматичные, но ведь ничего исключать нельзя.
А тут еще и Сербия стала подавать здравый голос. Так, президент Сербии Томислав Николич, пытаясь замять недавний скандал, связанный с его отказом от «Турецкого потока», пошел на попятную. Николич заявил, что Сербия не отказывалась от «Турецкого потока», просто ей не ясны некоторые моменты в реализации проекта. Более того, президент даже выразил сожаление, что в свое время Сербия отказалась от «Южного потока».
Сожаление тоже вполне понятно, если учесть, что кредит, взятый под строительство «Южного потока», должен был выплачиваться за счет прибыли от транзита газа, а расплатившись, она бы полностью пошла в бюджет. Выгоды от «Турецкого потока» не такие большие, как от «предшественника». Ведь если «Турецкий поток» дойдет до границ Сербии, то ей придется самой строить свой участок газопровода, да и транзитной страной ей уже не быть. Но главное все равно остается - Сербия обеспечит себе энергетическую безопасность.
- Мы никогда не говорили, что не хотим подключаться к этому проекту. Ведь если Россия действительно прекратит поставки газа через Украину в 2018 году, то мы останемся без источников топлива, - признался президент Сербии.
Так что мяч пока на поле российского проекта.