Журналистка Катя Седжвик считает, что борщ является интернациональным блюдом.
Недавно Украина добилась признания ЮНОСКО в праве на культуру приготовления борща. Однако споры о том, чей борщ — российский или украинский — продолжаются. Американская журналистка Катя Седжвик опубликовала статью, в которой раскритиковала желание украинцев присвоить себе исключительные права на приготовление этого блюда. По ее мнению, борщ — это культурный феномен всей Восточной Европы, и он не должен принадлежать одной Украине.
Украина давно добивается признания за собой права называться страной-основательницей рецепта борща. В 2021 году Киев обратился в ЮНЕСКО с требованием включить блюдо в список нематериального культурного наследия. После начала российской спецоперации министр иностранных дел Украины Александр Ткаченко пообещал, что ускорит процесс признания борща.
В итоге организация пошла на встречу Украине и недавно внесла культуру приготовления украинского борща в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Киевские власти назвали это своей победой, однако споры на счет того, чей борщ разгорелись с новой силой.
Журналистка Катя Седжвик опубликовала статью в издании TAC с критикой решения ЮНЕСКО. Автор отмечает, что тема борща напоминает вечный спор между арабами и израильтянами, которые до сих пор выясняют, кто первый придумал фалафель.
«Моя бабушка добавляла в борщ сметану и зеленый лук и украшала его половинкой яйца. Хотя пальму первенства оспаривают русские и украинцы, я как еврейка убеждена, что у меня на этот счет тоже есть свои права», — полагает Седжвик.
По ее словам, в мире очень много примеров, когда объекты нематериального наследия принадлежат сразу нескольким народам. При этом ученые считают, что определённый обычай мог возникнуть в каком-то одном месте, а оттуда распространился по всему традиционному ареалу.
Что касается борща, то первые записи об этом блюде встречаются в дневнике немецкого купца, приехавшего в 1584 году в Киев, который тогда входил в Речь Посполитую. Вместе с тем, о борще писали в московском трактате XVI века о семейном быте под названием «Домострой». Седжвик пришла к выводу, что этот суп в те времена был распространен по всему региону, и, возможно, существовал гораздо раньше первых хроник, в которых о нем написали.
«Но даже если предположить, что блюдо придумали на территории современной Украины, то неизвестно, кто первый в столь многонациональном регионе додумался положить в кислый суп свеклу. Это вполне мог быть казак, татарин или русин — и даже блудный француз, отправившийся на Восток за приключениями», — отмечает автор статьи.
В пример журналистка приводит салат Оливье, который придумал французский повар Люсьен Оливье в московском ресторане «Эрмитаж» в 1860-х годах. Сейчас это блюдо широко распространено по всему бывшему СССР и Восточной Европе, однако никто не предъявляет исключительных прав на него.
«Точно так же рецепт украинского борща может войти в украинскую поваренную книгу, а русского — в российскую. И не потому, что его там придумали, а потому, что готовят и едят», — резюмирует она.
Еще один скандал вокруг еды недавно произошел в Польше. Стоящий на раздаче сотрудник столовой отказался обслуживать польскую чету. Как выяснилось в разговоре, работник общепита был из числа украинских беженцев. Он заявил, что еда предназначена исключительно для его соотечественников, поэтому поляки ее не получат.