С повышением тарифов ОСАГО проблем у автовладельцев в России также прибавилось. Нужно больше времени, бумажек, денег, нервов. И все ради поддержки страдающих страховщиков, которые, возможно, не так уж и нуждаются в помощи.
Автовладельцы России возмущены не на шутку. ОСАГО дорожает, и вовсе не впервые за 14 лет, а второй раз за полгода, - и это далеко не предел, ведь менять тарифы страховщики могут каждые шесть месяцев.
В рамках «прямой линии» Владимир Путин обосновал последнее удорожание тарифов обязательной автостраховки двумя факторами: повышением цен на автозапчасти и увеличением выплат по страховке до 500 тыс. рублей. Другая часто называемая причина - кризис на страховом рынке: компании уходят из бизнеса одна за другой, жалуясь на убыточность.
Но действительно ли страховщикам в России сейчас так плохо живется?
Обещанные суммы в полном размере получает далеко не каждый автовладелец, попавший в ДТП. К примеру, в вас врезалась машина, водитель которой не имеет страховки или оформил ее еще по старым тарифам. Это означает, что оплачивать ваш ремонт будет полностью виновник аварии (если страховки у него нет) или страховщик, но частично (по старому тарифу), остальное - опять же из кошелька виновника ДТП. И суд вряд ли поможет. Представители ЦБ зачастую даже не приходят на заседания. Штраф за неявку порядка 50 тыс. рублей страховщики легко «отобьют» за день, продав каким-то «несчастным» полисы с горой дополнительных услуг.
Дополнительные услуги – это вообще отдельная статья. Купить полис ОСАГО без страховки жизни и чего бы то ни было еще – сейчас практически невозможно. Не хотите платить сверху за дополнительные услуги? Постойте в очереди на оформление страховки месяцок… Вам завтра везти ребенка в школу, ехать в командировку, работать на этой машине? Что ж, тогда все-таки потратьтесь на «бонусный» пакет…
Законно это или нет – мало кого интересует. Даже если вы предоставите видеозапись, где менеджер в офисе отказывается продавать вам ОСАГО без дополнительных плат, никакая структура не заинтересуется вашим «доказательством» всерьез, в конце концов вам предложили пройти процедуру официально. Да и не принято у нас в стране добиваться истины в последней инстанции, проще заплатить на месте - затратно, но меньше волокиты, бумажек, нервов… Правда, далеко не каждому это по карману.
Против именно необоснованного увеличения тарифов ОСАГО активно выступает Федерация автовладельцев России (ФАР). Структура представила протестную петицию, под которой подписалось уже больше 114 тыс. человек, что означает, что ее обязаны рассмотреть и в канцелярии президента.
Пока же остановились на том, что при участии СПЧ будет создана специальная комиссия, которая займется актуальными проблемами автовладельцев, в том числе условиями оформления ОСАГО. Возглавить группу пожелал глава Российского Союза Автостраховщиков Игорь Юргенс, который в общем-то напрямую заинтересован в удорожании тарифов. Но в итоге главу комиссии выберут в ходе голосования.
В ожидании этого памятного дня Федерация автовладельцев открыла «горячую линию» для людей, которые уже «попали» на оформлении ОСАГО. Случаев по стране немало, качество услуг, очевидно, оставляет желать лучшего.
- Позвонили из Курска, где на оформление ОСАГО уходит месяц, в течение которого надо приходить в офис страховщика каждый день – отмечаться (иначе выбываешь из очереди), - рассказал Илья Пигалкин, руководитель регионального отделения ФАР. - В рамках «Школы общественного контроля» наши специалисты ездили в Ярославль, Череповец, где Росгосстрах продает страховку только с «допами»… Девочки в офисах не на камеру говорят, что это официальное распоряжение руководства - им дали, грубо говоря, семь полисов, и они, как хотят, должны их за день продать…
И вот человек, который вроде как был в курсе, что возможны какие-то проблемы (друзья рассказывали, читал на форумах), приходит, когда у него страховка кончается сегодня, а ездить нужно уже завтра. И стоит перед выбором: либо не страховаться и ждать, пока его оштрафуют, или он попадет в аварию, либо идти на дополнительные траты.
- В Волжском – вообще все «замечательно», - отмечает Пигалкин. - В городе один единственный страховой офис, приходится ездить за ОСАГО в Волгоград… Или случай: мужчина год назад купил машину в автосалоне, где сразу оформил страховку, сейчас в том же автосалоне ему не хотят продавать ОСАГО без «допов» на 5 тыс. И он, юридически грамотный, подкованный, писал и в Роспотребнадзор, и еще куда-то, но бесполезно, у них нет никаких рычагов.
Почти во всех городах «внезапно» пропали КБМ (коэффициент бонус-малус), когда человек, к примеру, семь лет ездит безаварийно, он на калькуляторе в Сети рассчитал примерную стоимость своего полиса, а на месте ему называют другую сумму. А все потому, что у них «нет базы на клиентов за прошлый год», то есть ваше «примерное вождение» нигде не задокументировано, а значит, при расчете тарифа не учитывается.
Нет ни одной страховой в Череповце, люди ездят за 100 км в Вологду. На той самой незастрахованной машине. А уже оформив страховку, в случае попадания в аварию, опять же везут машину в Вологду для осмотра.
- Нам звонят пенсионеры – люди, не имеющие высокого достатка. У них ОСАГО стоит больше, чем их пенсия… Некоторым старикам, инвалидам машина нужна, скажем, только летом – ездить на дачу. Но они не могут себе позволить даже ограниченную по времени страховку – она стоит непропорционально дорого.
У ФАР есть несколько универсальных предложений, как все-таки повысить качество услуг страховых фирм и избавить автовладельцев от всевозможных сложностей при оформлении ОСАГО (а также от стимула ездить без полиса, покупать "липовые" справки и так далее).
Структура рассчитывает, что правительство освободит страховщиков от «тяжкого бремени хранения вот этих накопленных богатств» (общего фонда по выплатам), оставив им 23% от страховых премий. Когда эти деньги отдадут Центробанку, исчезнет проблема «невыплаченных сумм», и будет на самом деле видно, терпят страховщики убытки или нет.
Логично, если выделением средств на страховые выплаты займется государство. В конце концов, обязательное страхование – это фактически налог (транспортное средство не может двигаться без полиса), а налоги нельзя отдавать в ведение коммерсантов.
Среди других предложений – поменять возможный срок для изменения тарифов с полугода до 12 месяцев, и, собственно, заняться, наконец, реальным повышением качества услуг.
Официальная статистика утверждает, что после повышения тарифов на страховые компании стало поступать меньше жалоб. На деле мало кто решается на официальные протесты. Жалобы напишут 30 человек, до суда дойдут пять и те без результата – нет свидетелей, доказательной базы, опять же, не явился ответчик. И при этом страховщики продолжают сетовать на убытки. Но кто подумает об интересах водителя?