
Даже после вынесения приговора СМИ утверждают, что в этом деле слишком много подозрительного, а потерпевшие в суде отказались признать себя таковыми.
В Оренбургской области суд вынес приговор по резонансному и скандальному делу, фигурантом которого был священнослужитель Николай Стремский. Батюшка проведет в колонии 21 год — такое наказание ему установили за сексуальное насилие над приемными детьми. Обвинения, выдвинутые в его адрес приемной дочерью, были как гром среди ясного неба: Стремский и его супруга прославились на всю Россию как создатели одной из самых многодетных семей в стране.
Заявила на священника одна из его приёмных дочерей, достигшая 16-летия. По ее словам, отец держал ее взаперти вместе с другими сестрами на протяжении 10 дней и все это время жестоко насиловал. В ходе следственных действий были установлены семеро потерпевших — все, разумеется, несовершеннолетние.

Скандальности делу добавил раскол между приемными детьми Стремского: многие из них отказались верить в то, что воспитавший их священник способен на то, в чем его обвиняют, и записали видеообращение в его поддержку, призывая освободить. Некоторые из детей, включая дочерей, постоянно навещали его в СИЗО, где батюшка находился после ареста в ожидании суда.
В общей сложности Стремский с «матушкой» воспитали 70 приемных детей, из которых 58 — уже взрослые и живут самостоятельно. За все то время, пока они занимались усыновлениями (а начали супруги это дело еще в 1990-х годах), священника ни разу не обвиняли ни в жестоком обращении с детьми, ни тем более в насильственных действиях сексуального характера.
Контраст был чудовищный: много лет о Стремских писали как о подвижниках, которые готовы пожертвовать собственными интересами ради приемных детей, своими силами восстанавливают церковь и служат примером для подражания всему району.

О них снимали сюжеты в теленовостях и документальные фильмы. Когда против священника были выдвинуты обвинения в изнасиловании девочек, в эфир пошел совсем другой контент: газеты начали называть Стремского «миллионером» и давать заголовки типа «Любовь батюшки не всегда отеческая».

Жизнь многодетной семьи стала материалом для ток-шоу, участники которых вдохновленно обсуждали «барские» привычки священника, включая его пристрастие к блестящим иномаркам, коллекцию вин и документы на недвижимость в РФ и за границей.
Вспомнили и единственный (до этого) «криминальный» эпизод в батюшкином досье, который произошел в 2015 году и был связан с нарушением правил дорожного движения. Стремский, находясь за рулем своего золотого «Мерседеса», не выполнил требования гаишников и не остановился. Его, разумеется, все равно догнали — и хотели отправить на медицинское освидетельствование, но священник отказался. Из-за этого он был отстранен от служения, но через полгода Церковь милостиво разрешила ему вернуться на пост настоятеля Свято-Троицкой обители милосердия.
Некоторые СМИ, впрочем, отмечали странности в деле Стремского. Они обращали внимание на то, что полиция якобы наведалась к той самой приемной дочери священника, которая потом была признана одной из потерпевших, еще в 2018 году — когда девочка находилась в реабилитационном центре. Туда ее отправил сам Стремский — в наказание за то, что «убегала из дома» с мальчиками. На романтические отношения с противоположным полом в семье батюшки был установлен строжайший запрет, действовавший до достижения детьми 18-летнего возраста. Отправку «беглянки» в центр на «реабилитацию» священник согласовал с органами опеки, так что по этому пункту к нему никаких претензий быть не могло.
Девушка рассказала, что сотрудники полиции якобы уговаривали ее дать показания против отца, обещая взамен подарок — смартфон, а потом просили никому не рассказывать об их визите. По словам приемной дочери Стремского, от ее лица было написано заявление с обвинениями в адрес священника, но она ничего такого не писала и даже не подписывала. Осенью 2020 года, когда следствие подошло к концу, потерпевшими по делу о сексуальном насилии в семье Стремских были признаны уже 11 человек. При этом 10 из них в суде заявили, что никакому насилию не подвергались.

Так или иначе, это далеко не единственное в России уголовное дело о педофилии священнослужителя. В минувшем ноябре в Еврейской автономной области вынесли приговор бывшему настоятелю храма святого пророка Илии села Амурзет Октябрьского района Юрию Абрамову (иеромонаху Спиридону) за надругательство над 53 несовершеннолетними мальчиками. Суд приговорил его к 18 годам лишения свободы.
В декабре 2020 года был арестован многодетный отец Сергий из Мордовии, который вместе с женой так же, как и Стремские, брал детей под опеку. Шестеро из них, включая родных, подали на Сергия заявление в полицию, обвинив в жестоком обращении и «иных насильственных действиях сексуального характера». Священник в ответ обвинил старших детей в похищении младших. В ходе расследования всплыло много чудовищных обстоятельств: потерпевшие рассказывали, что их в наказание заставляли есть фекалии и держали взаперти на холоде.