Российские специалисты опровергли опасения американцев об угрозе угона самолетов хакерами.
Американское правительственное агентство распространило заявление, в котором предупреждается, что хакеры могут атаковать современные пассажирские лайнеры прямо в воздухе.
Эксперты считают, что самой большой опасности подвержены Boing 787 Dreamliner и Airbus A350 и A380. Было отмечено, что часть электронных элементов кабин пилотов используют такие же коммуникации и беспроводную передачу данных по Wi-Fi, что и пассажиры для выхода в Интернет и игр.
Американские чиновники провели консультации с экспертами по компьютерной безопасности и узнали, что в таком случае вмешательство в работу системы судна возможно. К примеру, один из специалистов рассказал, что для проникновения в управление судна можно использовать вирус, который случайно по Интернету скачает пассажир самолета.
Западные журналисты отметили несколько потенциальных рисков со стороны хакеров – заражение бортовых компьютеров, контроль системы безопасности или навигации, а также отправление опасных команд пилоту.
Несколькими годами ранее на специализированной конференции, посвященной возможным тенденциям взлома хакерами воздушных судов, выступали специалисты. Было заявлено, что новейшие самолеты в скором времени станут по сути летающими компьютерными системами.
Бывший пилот одной из западных авиакомпаний, впоследствии ставший специалистом в области компьютерной безопасности, Уго Тесо решил проверить, насколько реально с помощью компьютерных технологий «угнать» воздушное судно. Он выявил, что можно воздействовать на протокол связи, который применяется для радиообмена информацией в коммерческих лайнерах. Используя ошибки, которые он выявил в программном обеспечении для управления самолетом, Тесо удалось отсылать судну свои радиосигналы. С помощью этих сигналов, по мнению специалиста, можно заставить самолет выполнить различные команды, к примеру, изменить направление полета или скорость. Таким образом возможно изменить информацию на дисплеях в кабине пилота.
Как рассказал «Блокноту» специалист в авиационной сфере, система развлечения в самолете не связана с бортовой системой управления судном. Это отдельный блок, который распространяет информацию на мониторы пассажиров. Пилоты с авиадиспетчерами во время полетов общаются с помощью специальной системы AirCraft Communication (ACARS), которая предназначена для обмена короткими сообщениями между самолетом и наземными станциями. Протокол связи этой системы является защищенным.
- У него есть свой адрес и частота, например 313,550 МГц. Чтобы прислать пилоту информацию, у отправителя должна стоять такая же система (ACARS). При этом пилотам могут прислать новый план для курса судна, но без личного одобрения КВС этот план не будет работать, - рассказал эксперт в области авиации.
Говоря простым языком, чтобы теоретически хакер смог внедрить сигнал в систему самолета, необходимо, чтобы у него было оборудование ACARS, а его сообщник в этот момент находился в кабине пилота. При этом на это должна уйти уйма времени.
В европейских авиакомпаниях в случае выявления ошибки в курсе самолета диспетчер сразу же поправляет воздушное судно. Для этого используются различные специальные системы, к примеру A-DSB – технология, которая позволяет пилотам и авиадиспетчерам наблюдать за трафиком движения воздушных судов с большой точностью. Эта же система сейчас внедряется в России, Америке и других странах.
- Реального ничего (c помощью хакерских атак угнать самолет) сделать нельзя, это все является лишь нагнетанием страхов, это пошло несколько дней назад, и наши просто подхватили. И чем новей самолет, тем у него более высокая защита, - разъяснил «Блокноту» специалист.