Сегодня Госдума рассмотрела законодательную инициативу об ограничении вознаграждений руководителям компаний с государственным участием. Несмотря на активную поддержку инициативы фракцией «Справедливая Россия», большинство проигнорировало законопроект, тем самым отклонив его дальнейшее обсуждение.
Прибыль падает - вознаграждения растут
Законопроект представил депутат Николай Коломейцев. Согласно внесенному документу, вознаграждение руководства государственных корпораций и компаний с госучастием не должно превышать размер среднего заработка работников организации более чем в восемь раз, а оклад топ-менеджеров не должен превышать оклад федеральных министров.
Представляя свой законопроект, Коломейцев привел цифры, показывающие, что зарплаты топ-менеджеров госкомпаний настолько велики, что определяют издержки компаний в целом.
Так, согласно Коломейцеву, зарплата председателя Сбербанка в 2013 году составила 25 миллионов долларов (около 875 млн. рублей). При этом доходы Сбербанка - 500 миллиардов рублей. Сбербанк кредитует сельхозпроизводителей, а убытки сельского хозяйства - те же 500 миллиардов рублей. По мнению Коломейцева, такой банк, который грабит сельское хозяйство, не нужен. Ранее депутат указывал, что за последние три года прибыль РЖД уменьшилась в пять раз, за это же время дивиденды топ-менеджмента (а это 24 человека) увеличились в два с половиной раза и составили два с половиной миллиарда рублей.
После кризиса 2008 года зарплаты топ-менеджеров в госкорпорациях выросли на 199 процентов, расходы на содержание персонала увеличились в 2,5 - 3 раза. Ни одна коммерческая структура в условиях экономического кризиса такого себе позволить не может, резюмировал депутат.
Сверхдоходы топ-менеджеров - сверхвысокие тарифы для населения
Выступая в поддержку законопроекта, Оксана Дмитриева (фракция «Справедливая Россия») отметила, что все бессмысленные, на первый взгляд, преобразования в сфере госпредприятий в последние годы имели все же смысл - вывести менеджмент из системы оплаты госслужащих и перевести его на совершенно другие принципы оплаты труда, которые действуют в госкорпорациях и в акционерных обществах.
Сверхвысокая зарплата, порой в тысячи раз большая, чем зарплата госслужащих аналогичного статуса, является причиной сверхвысоких издержек естественных монополий. Большинство естественных монополий и являются госкорпорациями и компаниями с госучастием. Поэтому, ограничивая зарплату топ-менеджмента, мы ограничиваем рост тарифов.
В заключении Дмитриева отметила, что практика высоких зарплат руководства пришла сначала из акционерных обществ в госкорпорации и в ГУПы, а теперь она заимствована и бюджетными учреждениями. Поэтому наведение порядка здесь приведет не только к благоприятным социальным результатам, но и к вполне объективным экономическим изменениям.
Пока нет прогрессивного налогообложения…
Законопроект Коломейцева поддержал также от имении коллег депутат фракции «Справедливая Россия» Александр Тарнавский, отметив, что сверхвысокая зарплата развращает топ-менеджмент и вносит существенный вклад в имущественное расслоение в российском обществе. Тарнавский заметил также, что пока не принята прогрессивная шкала налогообложения, ограничение размера вознаграждений топ-менеджеров и установление законом разумного соотношения между зарплатами руководства и средним уровнем зарплат на предприятии являются единственным средством ограничить имущественное расслоение в обществе.
В итоге, за рассмотренный законопроект проголосовали только 208 депутатов, тем самым проект был отклонен.
Самое интересное: