«Это было жутко»: астрономы обнаружили в космосе загадочный источник радиосигналов

Астрономы обнаружили в космосе загадочный источник радиоволн
НАУКА1 комментарий

Источник странных радиоволн находится в 4000 световых лет от Земли.

Австралийские радиоастрономы обнаружили в 4000 световых лет от Земли загадочный источник радиосигналов, который до этого никогда не встречался. Ученые пока не могут определить причину появления странных радиоволн. По одной из версий, их излучает необычная нейтронная звезда или принципиально новый объект, о котором наука пока еще ничего не знает.

Загадочный объект находится в нашей галактике Млечный путь. Он три раза в час испускает мощный радиоимпульс, временно становясь самым мощным радиоисточником на земном небе. Астрофизик Наташа Хёрли-Уокер из Международного центра радиоастрономических исследований рассказала, что ранее она и ее коллеги никогда не сталкивались с таким поведением астрономических объектов.

«Это было совершенно неожиданно. Это было немного жутко для астронома, потому что раньше мы не находили ничего подобного. И он расположен действительно очень близко к нам — радиоисточник находится примерно в 4000 световых лет от Земли. Это буквально на нашем галактическом заднем дворе», — объяснила Хёрли-Уокер.

Астрономы даже подумали, что такой сигнал могла послать внеземная цивилизация, однако после более детального изучения версию об инопланетном происхождении объекта ученые исключили.

«Я размышляла о том, не могли ли это быть инопланетяне, однако наши наблюдения происходили в очень широком диапазоне частот, и это свидетельствует скорее в пользу какого-то естественного процесса, а не искусственного сигнала», — цитирует Наташу Хёрли-Уокер «Газета.ру» со ссылкой на журнал Nature.

Магнетар имеет очень сильное магнитное поле.

По словам астронома, испускающий загадочные сигналы объект, скорее всего, очень быстро вращается и имеет сильное магнитное поле. Подобные источники радиоволн ранее встречались астрофизиками. Например, ученым известны пульсары — вращающиеся нейтронные звезды. Такие объекты с постоянной периодичностью в несколько миллисекунд или секунд испускают радиоизлучение. Однако обнаруженный австралийскими астрономами источник включается на минуту несколько раз в час.

«Мы обнаружили, что источник пульсирует каждые 18,18 минуты, что является необычной периодичностью, которая, насколько нам известно, ранее не наблюдалась», — отмечают астрономы.

Наташа Хёрли-Уокер предполагает, что обнаруженный ими объект может быть необычным магнетаром — пульсаром с очень сильным магнитным полем, или белым карликом с мощными радиоимпульсами, однако подобных белых карликов ученые ранее не встречали. Астрономам известен лишь один похожий объект, но его характеристики сильно отличаются от нового источника.

«Поскольку мы не ожидали, что такой тип радиоисточника вообще возможен, то тот факт, что он существует, говорит о том, что там должны происходить какие-то экстремальные физические процессы. Это должен быть очень компактный вращающийся объект, обладающий мощным магнитным полем, и мы будем еще размышлять над тем, как объяснить его происхождение», — добавила Хёрли-Уокер.

Ученые считают, что самым правдоподобным объяснением полученных сигналов является магнетар. Это остатки от выгоревшей звезды, которые вращаются с огромной скоростью — до нескольких оборотов в секунду. Такой объект из-за его физических свойств обладает сильнейшим магнитным полем. При этом живут магнетары по астрономическим меркам совсем недолго — всего порядка 10 000 лет. После этого они почти ослабевают и снижают свою активность.

Недавно астрономы сообщили о другом космическом открытии. Ученые Северо-Западного университета и Университета Беркли в США увидели смерть звезды. Сам факт наблюдения за подобным объектом уже является редкостью. А то, что астрономы смогли зафиксировать весь процесс ее гибели в режиме реального времени, вообще сенсация.

В прошлом году другим американским астрономам удалось с помощью данных радарной съемки заглянуть под поверхность Луны. Благодаря этому ученым удалось более глубоко понять историю формирования спутника Земли.

Астероид Судного дня подойдет к Земле ближе, чем некоторые спутники — астрономы