Пандемия принесла новую опасность – бактерии, на которых не действуют никакие антибиотики.
Коварство коронавируса помимо многочисленных осложнений выразилось еще и в «порождении» бактерий, на которые не действуют никакие антибиотики. В лечении от COVID-19 врачи вынуждены использовать гормоны, моноклональные тела, которые угнетают иммунную защиту человека и делают его беззащитным перед инфекцией. Масштабное использование антимикробной терапии приводит к тому, что организм уже не реагирует на препараты. Особенно это опасно, когда пациент попадает в реанимацию. Подбор антибиотиков становится настоящей проблемой, практически неразрешимой, констатируют врачи.
А медицинские аналитики говорят о том, что возникновение суперинфекции приведет к тому, что смертность от микробов к 2050 году опередит смертность от онкозаболеваний.
Сотрудники Роспотребнадзора заявили, что нашли выход. Они создали специальный «коктейль» из бактериофагов — «убийц бактерий». Для справки: бактериофаги (греч. phagos — пожирающий, лат. bacteriophaga — разрушающий бактерии) — это вирусы бактерий, обладающие способностью специфически проникать в бактериальные клетки, репродуцироваться в них и при выходе потомства вызывать в большинстве случаев разрушение (лизис) бактерий. В частности, метод персонализированной фаготерапии разработали в одном из институтов ведомства - институте им. Г.Н. Габричевского. Как описывает метод портал «Доктор Питер», ученые в течение одной-трех недель подбирают состав, дозировку и путь введения препарата для конкретного пациента на основе бактериофагов. Разработчики говорят о том, что в 84% случаях бактерии, вызвавшие критическое состояние, погибают.
Но не успело ведомство раструбить о своей разработке, как ученое сообщество стало разбираться и оценивать фаготерапию. Многие посчитали это очередным «освоением средств» бюджета на борьбе с ковидом. Другие добавляют, что бактериофаги - это разработка, которая лежала в «папках» научных исследований, а теперь, Роспотребнадзор воспользовался случаем, чтобы вытащить и «пропихнуть», как говорится, под новым соусом. Третьи и вовсе называют разработку мистификацией, поскольку для данного метода терапии нужна слишком большая коллекция разных бактериофагов, а в России их нет.
Как рассказал молекулярный биолог, профессор Сколтеха Константин Северинов, о бактериофагах знали уже давно, четыре года назад столетие отмечали со дня их открытия. Бактериофаги использовались еще в СССР, да и сейчас их производят на нескольких предприятиях.
«В НЗ-пакете советских солдат были препараты сухого бактериофага для борьбы с кишечными инфекциями, которые возникают не на поле боя, а при развертывании войск в условиях антисанитарии и снижают боеспособность, - уточнил Северинов. - Но нет ни одного реального клинического исследования, доказывающего эффективность их использования».
«Бактериофаги — это в некотором смысле живые объекты, производить их в больших количествах и очищать сложно. Их способность подавлять лишь определенные виды бактерий оказалась слабым местом, ахиллесовой пятой, потому что для одного и того же возбудителя — к примеру, сальмонеллы или кишечной палочки — бактериофаг нужно подбирать для конкретного штамма, заразившего конкретного пациента. То есть речь идет о персонализированной медицине. А это всегда дорого и не поддается масштабированию. Кроме того, устойчивость к бактериофагам возникает даже быстрее, чем к антибиотикам», - объясняет Северинов.
Бесполезным эксперт считает намерение Роспотребнадзора использовать свой «коктейль» в борьбе с инфекциями у пациентов, находящихся на ИВЛ. Смерть все равно окажется быстрее, потому что пока медики будут подбирать нужный бактериофаг конкретному больному, уйдет драгоценное время.
Аналогичного мнения придерживается и д.м.н., профессор, завкафедрой инфекционных болезней, эпидемиологии и дерматовенерологии медицинского факультета СПбГУ Алексей Яковлев.
«Во всем мире работы по этой теме были прекращены в 70-е годы прошлого века, когда стало понятно, что никакой эффективности эта терапия не имеет и не относится к доказательной медицине. Только в нашей стране тратят деньги на производство абсолютно ненужных растворов — их хранят, кладут в резервы. Но это к терапии вообще никакого отношения не имеет. Во всем мире доказано и признано специалистами, что это тупик», - заявил заслуженный врач России, «обозвав» разработку Роспотребнадзора мистификацией.
Доктор медицинских наук даже напомнил ситуацию, как во время совещания Минздрава с депутатами, чиновники пытались «выбить» деньги на научные изыскания по бактериофагам. Яковлев тогда спросил коллег напрямую: «Вам не стыдно?»
Примечательно, что вокруг другой разработки Роспотребнадзора - вакцины "ЭпиВакКорона" тоже до сих пор идут жаркие споры. Вирусолог, профессор НИЦ эпидемиологии и микробиологии им. Гамалеи Анатолий Альштейн назвал вакцину бесполезной. Через несколько месяцев после регистрации создатели «ЭпиВакКороны» взялись за ребрендинг своего детища. Примечательно, что "Коммерсант" недавно озвучил имена тех, кто заработал на российских вакцинах. В списке создателей "ЭпиВакКороны" числится и глава Роспотребнадзора Анна Попова. Не исключено, что главный санитарный врач страны "приложила" руку и к разработке нового "коктейля".