Речь о «СМУ-90» и «Спецдортехника»: в первой учредители Агаронян Вардан Айкович и Агаронян Айк Варданович, при этом Айк – руководитель второй компании.
Как сообщает ФАС России, службой выявлен дорожный картель на сумму 14,9 млрд рублей: «признаки нарушения обнаружены на торгах по капитальному ремонту и реконструкции дорог на территории Воронежской и Тамбовской областей». В связи с этим ФАС возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении «СМУ-90» и «Спецдортехника». Компании заключали госконтракты на выполнение работ по капремонту и реконструкции дорог в Воронежской и Тамбовской областях. Часть из них - в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги». Если вина подрядчиков подтвердится, им грозят оборотные штрафы.
Тонкость в том, что «открытие» ФАС давно секрет Полишинеля для воронежских участников рынка дорожного строительства. Ведь учредителями ООО «СМУ-90» являются отец и сын: Агаронян Вардан Айкович и Агаронян Айк Варданович. При этом Айк Варданович, заодно, руководит ООО «Спецдортехника». Вот эти два «непримиримых конкурента» и сходились на торгах за бюджетные средства общей суммой в 14,9 млрд руб. – по информации ФАС.
Вообще, если почитать сайт Rusprofile.ru, то в этих компаниях немало интересного. Взять ООО «СМУ-90», которая принадлежит Вардану Айковичу и Айку Вардановичу Агаронянам. За ней числится 87 контрактов с бюджетными деньгами. Больше всего – 33 на 13 млрд руб. – с МКУ «Городская дирекция дорожного хозяйства и благоустройства» Воронежа (МКУ «ГДДХ и Б»). Плюс – 40 госконтрактов на 12 млрд руб с Минавтодором Воронежской области. Есть и тамбовчане с пятью контрактами на 1,6 млрд. Столь масштабные заказы чиновники смело отдавали компании с уставным капиталом в 10 тыс. руб.
Более того, ООО «СМУ-90» демонстрирует колоссальную разницу между полученной выручкой и заявленной прибылью. Например, за 2023 год выручка составила 4,7 млрд руб. А чистая прибыль – всего 2,0 млн руб. Да, возможно, неудачное стечение обстоятельств. Но чаще всего подобный дисбаланс указывает на стремление любыми путями сократить облагаемую налогами сумму. Так что, по хорошему, Федеральной налоговой службе стоило бы тщательно проверить бухгалтерию ООО «СМУ-90». Сейчас, после подозрения, вынесенного со стороны ФАС, подобное решение смотрелось бы вполне логично.
Что касается ООО «Спецдортехника». то здесь обороты меньше. Основные показатели деятельности за 2023 год: выручка «всего» 586 млн руб. А вот чистая прибыль, как и у «СМУ-90», существенно меньше 1% от этой суммы - 1,2 млн руб. С госконтрактами компании также регулярно везет: на счету их 63. Тут и районы Воронежа, и муниципалитеты области, и отдельные ведомства.
Многие участники воронежского рынка дорожного строительства позитивно восприняли информацию ФАС о выявленном картеле. Неофициально предприниматели давно жалуются на засилье так называемой «армянской мафии», которая, якобы, существенно потеснила традиционных лидеров отрасли в регионе.
Местный анонимный телеграмм-канал «Воронеж за кулисами», который, по мнению местных СМИ, имеет выход к источникам в правительстве области, неоднократно писал про ООО «СМУ-90» и Агаронянов – Вардана и Айка. По данным канала, Агаронян Вардан Айкович окончил факультет экономики и финансов дорожного строительства строительного института в Ереване. В декабре 1992 года стал соучредителем ООО «Карина», занимавшейся торговлей и ремонтом бытовых изделий. В 2000-х работал в питерской компании «СМУ-22», осуществлял благоустройство прилегающей территории первых торговых центров в Воронеже. В 2008 году Агаронян регистрирует ООО «СМУ-90».
Канал писал, что «в состав учредителей компании вошел его сын Айк с 10 % уставного капитала, однако уже 2022 году Айк покинул состав, чтобы Вардан Агаронян мог спокойно заключать субподрядные контракты и переводить бюджетные деньги в другую фирму сына - ООО «СПЕЦДОРТЕХНИКА». В феврале 2024 Айк снова стал совладельцем капитала «СМУ-90».
В 2014 году директором «СМУ-90» был назначен Александр Сотников. Анонимный телеграмм-канал приписывает ему проблемы с законом, (связанные, кстати, с налогообложением), хотя и отмечает, что наказан Сотников не был – т.е. его вина не была доказана.
В октябре 2022 года прокуратура области сообщила, что при реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» возбудили уголовное дело из-за аферы с маркой песка при ремонте воронежской автодороги. При такой формулировке предполагается сговор между подрядчиком и заказчиком. Генподрядчиком выступало «СМУ-90», но спустя 8 месяцев прокуратура заявила, что фигуранты уголовного дела не установлены.
Впрочем, есть и другая точка зрения на ситуацию. Ее уже озвучил гендиректор ООО «СМУ-90» Александр Сотников местному изданию «Абирег», что возглавляемая компания и «Спецдортехника» берут абсолютно разные контракты на работы:
«Наша организация «СМУ-90» занимается крупным бизнесом, торгами. На мелкий и средний бизнес мы зайти не можем физически, нас туда не пустят. А «Спецдортехника» занимается как раз мелким и средним бизнесом. Поэтому наши юристы сейчас занимаются вопросом, откуда они (ФАС) вообще взяли эту информацию и откуда пошли разговоры».
Также Сотников поставил под сомнение компетентность органов, которые выявили дорожный картель, и отметил, что компании между собой никак не пересекаются. Забыл, наверное, просто, что один из его нанимателей – Агаронян – младший - трудится руководителем ООО «Спецдортехника».