Коронавирус рискует резко подорвать психическое здоровье россиян
На сегодняшний день можно утверждать, что за время пандемии психологическое здоровье россиян заметно ухудшилось. Любое заболевание влечет негативные психологические последствия для здоровья. Если в России сейчас зарегистрировано более 1880000 заболевших коронавирусной инфекцией, то, с большой долей уверенности можно говорить о том, что эти люди являются пострадавшими. Специалисты утверждают: их психологическое здоровье находится на ненадлежащем уровне. О том, как эпидемия отражается сегодня на всех нас – в авторской колонке кризисного психолога Павла Пономарева.
Семьи, переживающие горе утраты близкого человека (более 32 000 – по официальной статистике), нуждаются в квалифицированной психологической, психотерапевтической, а возможно, и в психиатрической помощи. COVID-19 негативно отражается на нервной системе заразившихся. Известны случаи, когда переболевшие объясняли свое ненадлежащее здоровье психологическими проблемами, но на самом деле это были последствия инфекции. Для примера – изменение температуры тела в течение дня, тремор, состояния, напоминающие паническую атаку – сердцебиение, немотивированная потливость, сухость во рту и др.
Депрессивные и тревожные расстройства стали преобладающей реакцией на пандемию. Страдающий депрессией не видит своего будущего, оно представляется для него мрачным и безнадежным. Себя такой человек представляет беспомощным, слабым и никчемным, не способным справиться с проблемой и помочь близким. В условиях пандемии у многих людей присутствуют мысли, что эта тяжелая ситуация никогда не закончится, ничего не будет позитивного, что они не в состоянии с этим справиться. И у некоторых людей депрессивный фон провоцировал зарождение суицидальных мыслей и намерений.
Пандемия, к сожалению, может стать дополнительным стимулом для суицида, особенно для социально неблагополучных людей в трудной жизненной ситуации.
Сейчас происходит рост насильственных действий в семье, общественных волнений и действий антисоциального характера. Люди, склонные к совершению насилия (асоциальные и психопатические субъекты, маргиналы, лица с психическими расстройствами и зависимые от алкоголя и наркотиков граждане) в изоляции прибегают к насилию чаще. В кризисной ситуации насилие становится более жестоким и тяжелым, являясь определенным языком пандемии, и алогичной попыткой с ней совладать.
Если гражданин на момент пандемии имел психическое заболевание или у него начинали формироваться состояния, близкие к различным психопатологиям, то пандемия становится стартером для развития тяжких состояний. Например, ношение маски может быть воспринято невротиком крайне негативно, и он может высказать протест, спровоцировать акт неподчинения действиям властей. Лица с параноидальными чертами личности видят в происходящем опасный заговор против их свободы. Они начинают делиться своими теориями с окружающими, формируя диссидентство и общественный протест.
Имеют место неврозы и навязчивые состояния – психологические расстройства, проявляющиеся в форме неотступно преследующих человека, ограничивающие его действия, что негативно сказывается на качестве жизни. Источником дополнительных переживаний человека становится понимание того, что он не контролирует свое состояние и может сойти с ума. Так создается почва для развития патологии, называющейся неврозом навязчивых состояний. Например, человек в таком невротическом состоянии начинает намного чаще, чем необходимо мыть руки, что является угрозой для кожи.
Неопределенность и затягивание ситуации, ухудшение экономического благосостояния формируют опасения и страхи. Тревожные люди, лица с психическими заболеваниями могут накапливать страхи, конвертировать их в бесплодную деятельность, или в более негативное и разрушающее поведение.
Сейчас многие находятся в состоянии депрессии, что вызвано неопределенностью – а что будет дальше? Для преодоления ситуации необходимо оценить - сможете ли вы справиться с ситуацией самостоятельно, используя физкультуру, массаж, медитацию, социально-психологическую поддержку близких. Организация правильного ресурсного отдыха является основой психологической реабилитации. Длительность его должна составлять от двух недель. Следует исключить тактику «отрыва», когда измученные ситуацией люди прибегают к алкогольным возлияниям, лишают себя сна и отдыха. Это ухудшает психическое и соматическое здоровье, снижает иммунитет, создает условия для распространения вируса.