Обрушение берегов, обмеление рек и зарастание сорняком грозит полным запустением регионам, через которые проходят водные артерии.
Сегодня в Госдуме депутаты от фракции «Справедливая Россия» Олег Пахолков и Олег Шеин провели круглый стол с учеными, чиновниками, экологами и предпринимателями, посвященный экологической катастрофе – обмелению рек Волги и Дона.
- Цель круглого стола – разработка дорожной карты для законотворчества в Госдуме, - пояснил собравшимся экспертам Пахолков. - Я сам – житель Волгодонска, смотрю на то, что происходит с водными артериями с болью. Мне не все равно, где будут жить мои дети и внуки. Грязные и запомоенные реки – как зашлакованные вены в организме, человек с ними не может быть здоровым.
Как рассказал депутат, парламентариям необходимо собрать мощное экспертное мнение по всему комплексу вопросов борьбы с обмелением, заболачиванием акваторий и тому ущербу, который нанесли водным ресурсам четверть века бездумного потребления.
Справоросс напомнил о результатах исследования экологов одного из самых проблемных мест - Цимлянского водохранилища, части гидроузла, соединяющего Волгу и Дон. В течение восьми лет водоем находится в состоянии маловодья, критически приближаясь к отметке уровня мертвого объема, составляющего 31 метр. Если в октябре 2009 года уровень воды составлял 32,68 метра, в 2010 году - 31,78 метра, то в 2015-м - уже 31,16 метра.
- В Цимлянском водохранилище рыбы за 20 лет стало меньше в 10 раз, - возмущенно заявил Олег Пахолков. - Какое импортозамещение, какой внутренний экологический туризм? Даже дома отдыха стали строить не поближе к берегу, а отстраивать подальше – летом слишком воняет.
Как пояснил эксперт-эколог Владимир Шалимов, из-за активного использования человеком водохранилище находится в острейшем состоянии. Исследователь констатировал разрушение берега, заиливание дна, снижение проточности Цимлянского, а также - масштабный сброс неочищенных стоков, из-за которого водохранилище прорастает опасными сине-зелеными водорослями.
Эколог-исследователь и специалисты-ихтиологи считают, что для спасения экосистемы необходимо очень четко проработать законодательство для разных категорий водопользователей. Но не только – надо и решать вопросы финансирования как мероприятий по очистке, так и службы водоохраны.
- Астраханская область когда-то давала 80% рыбодобычи по стране, - сообщил депутат Олег Шеин. – Но теперь на нижней Волге резко упал уровень паводка. Это сказалось на заиливании и зарастании тростником. Оказались без финансовой поддержки по углублению дна. В свою очередь, из-за этого сократились нерестилища, что повлекло качественное падение добычи рыбы. Рыболовецкие предприятия теперь даже не выбирают квоты, произошло падение в семь раз за 25 лет. Сегодня объем рыбной отрасли в Астраханской области – 0,3% ВРП, то есть в объеме статистической погрешности бюджета.
В Госдуме поделился позицией и один из старейших специалистов по русловедению, академик Роман Чалов. Как сообщил ученый, часть проблем российской водной системы в том, что за три десятилетия работы по углублению русл рек практически прекратились. Это ведет к «ситуации конца XIX века» - к тому, что в ряде мест русла рек возвращаются к исходному своему состоянию: на перекатах намывает ил и пески, соответственно, глубины падают до 60 см. А это означает полное закрытие реки для судоходства в маловодный период (как в прошлом году, например). Кстати, по замерам специалистов, цикл маловодья на реках России только начался и будет продолжаться до 2030 года. К тому времени ни в самих акваториях, ни в регионах, которым река дает рабочие места, туристов и налоги, спасать будет нечего – в этом убеждены все эксперты.
- Сейчас уже увеличились ледовые заторы, а значит, наводнения, - сообщил академик Чалов собравшимся. - А все из-за того, что упала глубина на перекатах. Вдобавок увеличились блуждаемость потоков, размывы берегов и обмеления акваторий. Возник взаимосвязанный клубок процессов. В условиях массы сливаемых загрязняющих веществ продолжается загрязнение плесов и вторичное загрязнение во время наводнений, а главное – реки стали обезлюдиваться, это мертвые реки. Например, глухие, пустые деревни стоят от Вологды до Устюга.
Проблемы сохранения водных ресурсов на круглом столе обсуждали всесторонне, не только с точки зрения нужных поправок в законы. Точки зрения у специалистов, естественно, сошлись далеко не во всем. Олег Пахолков собрал все привезенные специалистами в Думу предложения по перелому катастрофической ситуации и пообещал экспертам проработать их в рамках депутатских функций, а также представить в профильные государственные ведомства.
В апреле Олег Пахолков выступал с речью об этой наболевшей проблеме с трибуны Госдумы - на тему «Катастрофическое маловодье двух главных рек страны - Волги и Дона». Парламентарий обратил внимание коллег на то, что стремительное падение уровня воды в крупнейших российских водных артериях заметно уже не только специалистам, но и обычным гражданам.