Повышение уровня вакцинации в России, тем не менее, не снижает статистику по смертности, хотя в европейских странах эти два показателя зависят друг от друга.
Вот уже несколько дней Россия ставит печальные рекорды по смертности. Парадокс ситуации заключается в том, что в стране постепенно повышается уровень вакцинации. В таких регионах как Белгородская, Чукотский АО, Московская область иммунизацию прошли почти 50 процентов населения, а смертность все равно растет. Это более, чем странно, если учесть, что в европейских странах, где вакцинированы более 70 процентов населения, количество зараженных хоть и растет, но смертность снижается. Независимый демограф Александр Ракша объяснил подписчикам портала «Доктор Питер», в чем «тайна».
Бывший советник Росстата не раз заявлял, что с 2012 года в стране идет намеренное искажение статистики по причинам смертей. Стало это происходить после так называемых "майских указов" президента России Владимира Путина. Один из них касался непосредственно здравоохранения. Так, глава государства поставил задачу увеличить зарплаты медработникам и снизить летальность от сердечно-сосудистых заболеваний - болезни системы кровообращения (БСК). Как известно, в мире именно БСК стоит на первом месте по летальности, оставив позади онкологические заболевания. Россия не была исключением: в 2010 году на 100 тысяч населения смертность составляла 805,8 случаев. Это почти в 2,5 раза больше, чем в Европе. Специалисты рассчитывали, что ставка будет сделана на профилактику, своевременное выявление и лечение, но на практике оказалось все совсем не так. Просто стали подтасовывать заключения. Впрочем, подтасовка была во всем. К примеру, больницы в Кемеровской области ради повышения зарплат медперсоналу, как того требовал Путин, постоянно брали кредит в банках. Что называется, выкручивались, кто как мог. Вот и со статистикой так же.
«Около 70 процентов снижения смертности от класса БСК произошло за счет перекидывания в другие классы причин смерти. Фактически, мы не только перестали понимать, от чего на самом деле умирают россияне, хотя мы и раньше не идеально это понимали. Но, что важнее, какой была динамика смертности по причинам смерти с 2012 года. Получается, что те классы заболеваний, которые в указах не получили «целевых значений», стали указывать в причинах смерти. По некоторым классам показатели выросли в несколько раз», - пояснил демограф.
Специалист считает, что правдивой можно было считать только статистику по онкологии и ВИЧ. А потом случилась пандемия COVID-19, и «чудеса» со статистикой продолжились. В самом начале в России признавали, что ситуация серьезная, но ничего страшного нет. Первая волна прошла с минимальными потерями, благодаря грамотным действиям, отметил Ракша.
17 марта 2020 года вышел приказ Минздрава, из которого следовало, что тела всех умерших из-за или с коронавирусом должны быть вскрыты и исследованы.
«Но уже к этому времени имелось множество случаев смерти таких пациентов, ни одному из которых диагноз U07.1 (COVID-19, вирус идентифицирован) или U07.2 (COVID-19, вирус неидентифицирован) поставлен так и не был, а были инсульты, инфаркты, пневмонии, ишемическая болезнь сердца», - говорит демограф.
При этом он обратил внимание на то, что Всемирная организация здравоохранения рекомендовала четко указывать в причинах летального исхода событие или болезнь, запустившая цепочку событий, которая привела к смерти. Но это было проигнорировано, отметил Ракша.
«В результате, за апрель 2020 по сентябрь 2021 по Оперштабу от ковида умерли 208 тысяч человек, а по Росстату — 386 тысяч, но и это всего 52 процента от 737 тысяч избыточной смертности за этот период. В странах, где медстатистика намеренно не искажается, эта доля, в среднем, 80-100 процентов», - пояснил эксперт.
Смерти начали "раскидывать" по другим причинам. Так, население России "начало умирать" от БСК, диабетов, пневмоний, болезней нервной системы, от старости и неуточненных причин смерти. В странах, где статистика велась правильно, динамика смертности именно от вышеперечисленных болезней практически не изменилась.
Эксперт высказывает предположение, что указ Минздрава был связан с тем, чтобы преуменьшить масштабы пандемии в стране и не пугать россиян. Но ситуация вышла из-под контроля, потому что статистика по смертям от диабета, БСК и др. подскочила до неприличных цифр. Вот поэтому сейчас доля «официального» коронавируса в избыточной смертности подросла, высказывает свою точку зрения демограф.
Как считает Ракша, Оперативный штаб осенью 2020 года занизил количество умерших от COVID-19 в шесть раз, а количество зараженных в восемь раз. Нынешней осенью занижено количество случаев с летальным исходом в 3-3,5 раза, а зараженных - в шесть раз. У Минздрава умерших меньше не в 5 раз, как в 2020 году, а «всего» в полтора-два раза.
«Получается, рост смертности может быть связан не с «особой агрессивностью штамма «дельта», как пытаются объяснить медики, а с более честной статистикой», - констатирует эксперт.
К слову сказать, иммунолог Николай Крючков тоже в качестве причины, почему смертность не падает, назвал честность. Врачи стали честнее регистрировать летальные исходы по причине ковида, объяснил медик.
Но вот директор Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи Александр Гинцбург по всем винит россиян. Он уверен, что 80% из числа вакцинированных, которых врачи вернули с того света, просто купили сертификаты. За россиян вынужден был заступиться основатель адвокатского бюро Григорий Сарбаев, который обвинил ученого в том, что тот не привел ни одного реального факта.