Медики предложили несколько версий появления спиртного.
Министерство здравоохранения Башкирии обнародовало итоги экспертизы по делу девятилетнего мальчика, которого летом 2020 года сбил УАЗ «Почты России» в Мишкинском районе республики. В крови ребенка, получившего тяжелую травму головы, обнаружили 0,33 промилле алкоголя.
«Да, действительно, обнаружен алкоголь. Это могло появиться по ряду причин», — заявили в Минздраве.
Среди возможных причин таких результатов анализов ведомство указало «употребление каких-либо напитков или продуктов с содержанием этилового спирта», включая «успокоительное средство или сироп для лечения боли в горле».
Еще одна возможная причина обнаружения алкоголя в крови сбитого мальчика — дезинфекция места, откуда брали анализ, каким-то спиртосодержащим антисептиком или «санитайзером» для обработки рук.
Главврач больницы, в которой проводилась экспертиза, заверил, что «анализ достоверен, и сомневаться в нем нет оснований». В Минздраве Башкирии, в свою очередь, не видят причин не доверять медикам.
Заведующая клинико-диагностической лабораторией Республиканского наркологического диспансера №1 Минздрава РБ Елена Галеева считает, что для выяснения обстоятельств, при которых в крови ребенка был выявлен алкоголь, должна быть создана судебно-медицинская комиссия.
В полученном результате она не видит «ничего критичного» — в противовес тому, как подали эту историю СМИ. Она сравнила башкирский случай со скандальной подмосковной историей «пьяного мальчика» и не увидела между ними никакого сходства. Однако жители Башкирии, по мнению эксперта, такие параллели проводят. «Я подозреваю, что ДТП под Москвой как-то ассоциируется уже у людей с аварией в республике», — пояснила завлабораторией.
Галеева уточнила, что выявленный у ребенка показатель — 0,33 г/л — на мизерную величину превышает пороговый уровень в 0,3 г/л, выше которого результат расценивается как положительный (наличие алкоголя в крови, грань между трезвостью и опьянением). «Не давать этот результат мы не могли. Мы от 0,3 г/л должны давать результат, не давать как отрицательный, поэтому мы его дали как положительный. А дальше врачи-клиницисты должны оценить всю ситуацию», — добавила специалист.
Краеугольным камнем в решении вопроса о причинах появления алкоголя в крови мальчика Галеева считает информацию про время взятия пробы — до начала лечения или после. Им с коллегами-экспертами, по словам завлабораторией, таких данных не предоставили. «Нам интересно, когда была взята у ребенка кровь: до начала лечения или в процессе. Нам же доставляется только биосреда: указывается дата отбора, откуда и для чего», — уточнила она.
Галеева предположила, что присутствие спирта в крови сбитого мальчика связано с тем, что из-за полученных травм большую поверхность кожи пострадавшего обрабатывали дезинфицирующими средствами на спирту — йодом или зеленкой. «Они всасываются через кожу, попадают в кровь и могут быть в последующем нами выявлены», — разъяснила она.
Еще одним вариантом заведующая лабораторией, вслед за Минздравом Башкирии, назвала прием ребенком препаратов с этиловым спиртом. Учитывая, что мальчик находился в состоянии шока, ему могли накапать настойку валерианы, валокордин или корвалол — а все эти жидкости содержат алкоголь.
ДТП, в котором пострадал мальчик, произошло 8 июля. Автомобиль УАЗ сбил ребенка, ехавшего на велосипеде. Тот упал и получил серьезные повреждения, включая тяжелую травму головы. Впоследствии выяснилось, что водитель машины был трезв. На него завели дело о нарушении ПДД и правил эксплуатации транспортных средств.
Напомним, 23 апреля 2017 года в Железнодорожном (входит в состав подмосковной Балашихи) находившаяся за рулем Hyundai Solaris 31-летняя Ольга Алисова на скорости около 50 км/час ехала по двору микрорайона Павлино, разговаривая за рулем по мобильному телефону, и сбила шестилетнего Алешу Шимко. Машина женщины протащила мальчика несколько десятков метров. Полученные ребенком травмы оказались смертельными: он скончался на месте.
Выйдя из машины, Алисова кому-то позвонила, а потом заявила очевидцам и прибывшим на место происшествия сотрудникам ДПС, что погибший мальчик был пьян. Впоследствии в его крови экспертиза обнаружила 2,8 промилле алкоголя, что соответствует бутылке водки.
Впоследствии на суде Алисова признала свою вину — но частично: по ее словам, Алеша Шимко стал жертвой несчастного случая, поскольку вел себя во дворе так, что она просто не могла его заметить. Женщина обвинила СМИ в том, что они испортили ей всю жизнь.