Раньше западные лидеры хорошо понимали правила игры, что можно и что нельзя.
Новости о заседании Постоянного совещания Совбеза РФ по ядерному сдерживанию СМИ передавали в экстренном порядке. Звучали они чуть ли не в той тональности, какой говорят об объявлении войны. Для чего же потребовалась такая спешка?
Принятие новых «Основ государственной политики в области ядерного сдерживания» на данном заседании шаг, безусловно, показательный, рассчитанный на публичный эффект. В условиях, когда команда Зеленского изо всех сил пытается получить от Запада, и в первую очередь, от США, где президент Украины находится с визитом, разрешение бить по российской территории, полученными от стран НАТО крылатыми ракетами, требовался сильный ход, чтобы остудить разгоряченные головы.
В чем суть текущей ситуации, если вкратце? Ранее, во времена Холодной войны, какие бы действия не предпринимал СССР, реакция Запада всегда была очень умеренной и осторожной. Ни в Венгрии в 1956 году, ни в Чехословакии в 1968 году, не могло быть и речи о каких-то серьезных и скоординированных акциях против Советского Союза, также как во время волнений в ГДР в июне 1953 года, или при введении военного положения в Польше в декабре 1981-го. Да и ввод войск в Афганистан в декабре 1979 года по большому счету не повлек последствий хотя бы в какой-то степени сравнимых с сегодняшними. Ну не принял Запад участия в Олимпиаде в Москве, наложил Картер эмбарго на экспорт пшеницы в СССР, но это все несерьезно по сравнению с нынешними санкциями.
Тогда и речи не шло о серьезном вмешательстве с целью нанести Советскому Союзу максимальный ущерб. Западные лидеры хорошо понимали правила игры, что можно и что нельзя.
Единственный раз срыв был допущен во время Карибского кризиса 1962 года. Тогда в ответ на размещение Америкой ядерных ракет, направленных на СССР, в Турции, советские ракеты были размещены на Кубе. В Вашингтоне сперва поершились, поставив мир на грань атомной войны, но затем, смекнув, чем пахнет дело, пошли на компромисс – Советы убрали свое стратегическое оружие с острова, в ответ американцы убрали их из Турции и Италии, и дали обещание никогда не нападать на Кубу. И с тех пор ничего подобного в отношениях между Москвой и Вашингтоном не происходило. Между кабинетами лидеров была установлена прямая линия на случай возникновения недоразумений для быстрого их разрешения.
Главное, что в Белом доме извлекли урок – нельзя слишком наглеть. Если ты сегодня размещаешь ракеты под боком у своего соперника, будь готов к тому, что завтра ракеты окажутся по соседству с тобой.
Примерно также развивались отношения с другой ядерной державой – Китаем, после того как Мао Цзэдун порвал с Москвой. К 1969 обострение дошло до вооруженных столкновений на Даманском. Но и тогда бои носили минимально возможный характер, и Мао, при всей своей словесной оголтелой непримиримости, очень быстро пошел на соглашение, и хоть он прожил еще семь лет, подобных инцидентов не происходило - китайцы тоже извлекли урок.
Но после окончания Холодной войны ситуация радикально изменилась. Буш-старший провозгласил «победу» Америки в войне. А если вы победители, то, понятно, что вам дозволено больше, чем проигравшему. Политика односторонних уступок Горбачева, доведшая страну до краха вкупе с его идиотской экономической программой, теперь в изложении президента Буша выглядела как добровольная капитуляция. И такой подход стал общим место в западной политологии и политики.
Соответственно, отношение к России было как преступнику, находящемуся на условном помиловании. Его надо постоянно проверять, поучать. К тому Россия лишилась половины своего населения, четверти территории, значительной части экономической и военной мощи. И все это она сделала сама, не в результате военного разгрома, а по инициативе ее правящих кругов с полного одобрения интеллектуальных элит. Естественно, подобное государство могло внушать только презрение и не вызывать страха. Такие карликовые лимитрофы, как Латвия и Эстония делали что хотели с русским населением на своей территории, унижали его, лишали политических прав, а Кремль в 90-е отворачивался и помалкивал, а то и выдавал на расправу бежавших в Россию омоновцев, как это было с Сергеем Парфеновым. При этом Ельцин и его команда в течение 1990-1991 непрерывно требовали от Горбачева как можно скорее признать независимость Прибалтики и не ставить никаких вопросов о положении русских там.
Такая Россия - бессильная, безвольная - Запад устраивала. И как только при Путине началось хоть какое-то возрождение страны, в Кремле стали говорить о национальных интересах, это западных лидеров испугало. А уж действия РФ в Крыму, а затем и СВО послали недвусмысленный сигнал – эпоха отступления закончилась, началась защита суверенитета. А это означает выход Запада из зоны комфорта.
И потому он готов идти на любые провокации, лишь бы сохранить для себя привычное положение дел – униженную Россию, попираемую лимитрофами, и не смеющую возражать США. Отсюда и такая небывало яростная ответная реакция на СВО, многомиллиардные поставки новейшего вооружения и боеприпасов Украине, постоянный переход через красные линии. То, что казалось невозможным в начале 2022 года, как например, поставки истребителей Ф-16, сегодня уже выглядят банальностью, и речь идет о все более грозных видах вооружений и возможностях их использовать.
В такой обстановке все возрастающих вызовов России, когда на кон ставится ее элементарная безопасность, продолжение существования в виде суверенного государства, и состоялось рассмотрение доктрины об использовании ядерного оружия. Необходимо было послать сигнал – шутки шутками, но не переигрывайте.
Однако и новая редакция, и расширение перечня поводов к использованию оружия массового поражения, остаются всего лишь словами. Западные страны как следует заведены в своей ненависти к России, они слишком многое поставили на карту, чтобы ее победить. Теперь им почти невозможно отступить.
Чтобы они одумались и не предпринимали безоглядных шагов, необходимо убедить их, что слова могут легко перейти в действие. А это не просто после множества обозначенных красных линий, через которые легко переступили безо всяких последствий для себя. Вспомним заявление президента от 24 февраля 2022, в день начала СВО, он предостерегал третьи страны от вмешательства в конфликт, обещая им такой ответ, какого они не видели в своей истории. Хочется спросить – поставки новейшего оружия на десятки и десяти миллиардов долларов — это как? Вмешательство или нет? Или предостережения Дмитрия Медведева и Сергея Шойгу касательно ударов по Крыму – ракетное попадание по штабу Черноморского флота входит в понятие ударов или нет?
Поэтому кого-то совещание заставит задуматься, а кого-то и нет. Чтобы к России прислушались, необходима «история успеха». Пока ее нет. Начало СВО - сильный ход, но ее результаты еще не способны заставить Запад бояться. Перелома пока не наступило, и извне все выглядит как «фифти-фифти», Украина не сломлена за 2,5 года, продолжает наносить удары. Почему кто-то должен бояться России? Думается, так будет продолжаться до самого завершения боевых действий – хождение по самому краю.
Последние новости о действиях НАТО против России читайте здесь, на БлокнотРУ
#Ядерная война
#Третья мировая война
#Ядерная война 2024
Свое мнение о возможности войны между США и Россией можно высказать в комментариях ниже