Сергей Шойгу в своей сути представляет тип позднесоветского начальника, быстро делавшего карьеру.
Судя по всему, отставка Сергея Шойгу (и Валерия Герасимова, поскольку они работают в связке) откладывается. И дело не только в том, что «президент не принимает решений под давлением». Чтобы понять логику кадровых решений в Кремле, необходимо перестать смотреть на ситуацию взглядом «простого человека» - под последним мы понимаем и столичных хипстеров, и либеральных экспертов, и рассерженных патриотов.
В их логике все просто – матерый ворюга, бездарный и ничтожный, занимает должность только благодаря пусканию пыли в глаза и коррупции. То есть на политику и госуправление они переносят привычные понятия из окружающего их мира, точнее, оперируют газетными штампами, которые все легко и просто объясняют.
Сергей Шойгу в своей сути представляет тип позднесоветского начальника, быстро делавшего карьеру. Был такой типаж на стройках Сибири -вчера закончил институт, а сегодня уже управляет трестом. БАМ и прочие проекты предоставляли такую возможность. Шойгу постоянно тянули наверх и выдвигали. Из Саяногорска в Абакан, из Абакана в Красноярск, из Красноярска в Москву. Отрицать эту его особенность глупо. Значит, умел себя зарекомендовать, и на одном пиаре тут не выехать. С раннего возраста Шойгу был начальником, и начальником большим, в тридцать лет стать управляющим строительным трестом в 1985 году являлось просто невероятным достижением.
В 1990-1991 председатель Совмина РСФСР Иван Силаев трижды предлагал парню из Красноярска крупные должности у себя в правительстве. На тот момент Шойгу являлся всего лишь инструктором крайкома. Таких инструкторов по России были тысячи, но выбрали именно его, и тянули с необъяснимым упорством. Понятно, что имелись и родственные и приятельские связи, но так просто на Силаева повлиять, чтобы он пропихивал молодого сибиряка только за красивые глаза, было невозможно. Значит, Шойгу его к себе расположил. А Силаев был опытнейшим советским директором и министром, причем не чего-нибудь, а авиапрома, и в кадрах разбирался. И Шойгу не был политическим назначенцем типа какого-нибудь Фильшина, Скокова или Малея, которые проходили через голову Силаева. Тот факт, что Шойгу продвигали в Москву, а после в Москве, в 1990-91 гг., не означает априори, что он был великим управленцем, но на размышления наводит.
В апреле 91-го, он, наконец, занимает самостоятельный пост – главы некоего Российского корпуса спасателей, со штатом в 16 человек, которых еще предстояло набрать. И этот шанс он отработал не на 100 %, а на все 1000%, создав гигантскую структуру, полноценное министерство с отделениями по всей стране, собственной авиацией, воинскими частями и т.д. Отметим – Шойгу не пришел на готовое, а сам создал ведомство с нуля. Это очень важная и значимая характеристика. Важно и то, что он смог удержаться в бурные 90-е, единственный из всех членов правительства, и не просто удержаться, а стать популярным министром ельцинского времени, таким, что ему доверили вести на выборы в 1999 провластный блок «Единство».
Это говорит о том, что он и пиарщик ловкий, но и умеет работать на результат, выстраивать и управлять сложными структурами. Кстати, у Шойгу с осени 91-го были в подчинении несколько десятков тысяч солдат гражданской обороны, так что командовать военными для него привычно.
Вышеотмеченное звучит как апология министра обороны, столь стремительно ставшего непопулярным, но моя цель заключается лишь в объективном взгляде на него и понимании того, почему именно Шойгу возглавил военное ведомство.
Его назначение в 2012 стало результатом того, что на тот момент не было никого равного ему по авторитету, опыту и готовности управлять такой махиной как российская армия. За плечами у Шойгу был 21 год в высшей степени успешного руководства МЧС, военизированной структуры, работающей на суше, воде, в воздухе и под землей, решения сотен дипломатических и политических задач. Шойгу стал известен стране в 1992, когда ему поручили руководить улаживанием юго-осетинского конфликта, а после абхазского, осетино-ингушского, участвовать в умиротворении в Приднестровье, Таджикистане, Чечне. Там ему приходилось координировать и военных, и дипломатов, и спецслужбы, вести бесконечные переговоры вплоть до старейшин и полевых командиров. За двадцать лет он совершил множество зарубежных визитов, официальных и неофициальных, в горячие точки, начиная с Афганистана и Ирака. С 1999 он напрямую принимал участие во внутриполитической жизни, и обладал большим влиянием в «ЕР». И даже полгода губернаторства в такой ключевой области как Московская тоже дали незаменимый опыт.
В 2012 году военное ведомство было истерзано чередой скандалов. Сердюков, начинавший неплохо, за 5,5 лет растратил запас доверия, и Шойгу был направлен в Минобороны как спасатель. Помимо восстановления морального авторитета военных, и срочных реформ, ему сразу пришлось заниматься конкретными задачами - подготовкой к защите Сочи на время олимпиады, сразу после нее – возвращением Крыма, самой настоящей боевой операцией, хотя и без стрельбы, с привлечением десятков тысяч военнослужащих, в том числе сил авиации и флота. После Крыма чередой последовали Донбасс, Сирия, миротворческие операции в Карабахе и Казахстане.
Шойгу уже как министр обороны стал опять самым популярным членом правительства, и снова вытягивал на выборах партию власти своим присутствием в списке. То, что случилось с его реноме после 24.02. не должно перечеркивать его прежнего пути. Иначе будет не понятно, почему так за него держатся в Кремле.
Шойгу поставили во главе Минобороны как 1.Политического тяжеловеса, способного лоббировать интересы ведомства и противостоять интригам. 2.Хозяйственника, хорошо знакомого как с конкретной экономикой, так и с работой бюрократического аппарата. 3.Системного человека из «своих».
Министр обороны не должен быть военным - ни в США, ни в Европе они таковыми не являются. Да и в СССР Троцкий, Фрунзе, Ворошилов, Булганин и Устинов также не были ими. В России министр обороны не планирует военные операции, и не руководит войсками. Его дело – подбор кадров, финансовое и материальное обеспечение. Естественно, он должен много работать с предприятиями ВПК. Шойгу худно-бедно все это может делать. И его любимое строительство также в центре внимания любого министра на его месте, достаточно вспомнить возведение защитных сооружений в 2022-2023 перед «контрнаступом».
А кто из его возможных преемников может со знанием дела инспектировать оружейный завод, рассматривать план строительства аэродрома, расценки на сметы, принимать решение по ядерным бомбам и ракетам? Уже есть негативный опыт, когда доверили армию налоговику Сердюкову, который ни дня не работал на производстве. Важен и такой момент – на Шойгу держится вся команда министерства. Уйдет он, сразу покинут минобороны не только Герасимов, но десятки и десятки других высших чинов. А возможно ли будет их оперативно заменить знающими людьми?
Скажут – если он такой хороший, то почему все так плохо? Думается, «хорошим» он был в мирное время. Когда началась СВО, то наружу выползли не то, чтобы пороки планирования, а, скорее, свидетельства того, что российскую армию не готовили к длительной позиционной войне. Но не готовили не по злой воле министра, а в соответствии с господствующими установками, которые одобряли на самом верху. Исходя из этих соображений, Шойгу пока оставляют руководить военными. Не потому что он такой безупречный, талантливый или незаменимый в личном качестве. Нет, просто потому, что коней на переправе не меняют, и пока не просматривается бесспорный преемник, который обладал бы таким же авторитетом и знаниями как сам Шойгу в 2012 году. Есть несколько человек, которые могли бы занять этот пост, но каждому из них чего-то пока не хватает, но возможно, сейчас они лихорадочно накапливают опыт.