Запланированные на 2017 год президентские выборы в Сирии можно провести при любых условиях, хотя весь узел проблем они не решат. Но России это поможет с честью выйти из взрывоопасного региона.
Выборы президента Сирии, которые проанонсировало агентство Bloomberg в 2017 году, если и проведут, но они не решат проблемы ни Сирии, ни Ближнего Востока. Такое мнение высказал политолог Леонид Крутаков, комментируя информацию агентства о достигнутых договоренностях госсекретаря США Джона Керри и президента России Владимира Путина по поводу допуска Башара Асада к выборам в Сирии в 2017 году.
Не успела появиться эта информация, как тут же в обществе заговорили о проблемах самого выборного процесса с учетом того, что правительство Асада контролирует 20% территории страны, как будет организовано голосование миллионов беженцев и еще большего количества внутренних переселенцев. Ряд экспертов вообще ставит под сомнение легитимность выборов, проведенных в таких условиях.
- Важно определиться с регламентом выборов, тем, как они будут признаваться. Но даже если они и пройдут, трудно представить их последствия. Путем простого голосования невозможно решить проблемы в Сирии и вообще на Ближнем Востоке при том переделе народов и племен, при тех количествах противостояний и геополитических интересов региональных держав, - поясняет Крутаков.
Другой вопрос – во что после выборов превратится Сирия, которая расколота на два лагеря по религиозному признаку – шиитов и суннитов. Кроме того, не стоит забывать, что по сути в Сирии идет не одна война с ДАИШ (арабское название ИГИЛ – террористической организации, запрещенной в России). Здесь проходят, как минимум, еще четыре войны-противостояния: между правительственной армией и силами так называемой умеренной оппозиции; между боевиками ДАИШ, внутри ДАИШ, где джихадисты воюют с группировкой «Джебхат ан-Нусры», между курдами и ДАИШ, при том, что сами курды делятся на сирийских, иракских, турецких и у всех помимо общей цели по созданию государства еще и куча противоречий.
- Именно поэтому, когда начинаешь вникать в весь этот клубок, приплюсовывая сюда еще и геополитические интересы региональных держав США, Саудовской Аравии, Турции, Ирана, то думаешь, что голосование – это не выход из положения, - говорит политолог.
Однако для России эти президентские выборы в Сирии при любом исходе – победит Асад или кто-то другой - это возможность сохранить лицо и с достоинством уйти из такого взрывоопасного региона.
Крутаков считает, что победа на выборах Башара Асада, как предсказывает Путин, будет катастрофой для США. С другой стороны, победа суннитского большинства в случае проигрыша Асада и ухода оттуда России превратит регион в кровавую драму. И это самое страшное, но Россия уже будет далеко от этой драмы.