Компания, устроившая колоссальный разлив нефти в Черном море, планирует наращивать прокачку топлива.
В окрестностях Анапы 7 августа произошло крупномасштабное экологическое ЧП – на выносном погрузочном причале Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в Черном море вылилось огромное количество нефти. Сколько точно – предстоит выяснить экспертам. Однако уже ясно, что топлива было куда больше, чем заявила компания, и после такой аварии флора и фауна региона будет восстанавливаться еще долгие годы.
Если руководство Каспийского трубопроводного консорциума заявило о площади разлива около 200 кв. м., объема порядка 12 куб. м, то снимок со спутника показал, что пятно растянулось на 19 км. Предварительные расчеты Института космических исследований РАН показали, что речь идет об объеме около 80 кв.км. Исходя из этих данных, цифры были занижены примерно в 400 тысяч раз.
ОФициальной причиной ЧП названо разрушение внутренней полости гидрокомпенсатора. Вице-премьер РФ Виктория Абрамченко уже заявила, что оборудование долгое время экспортировалось без капитального ремонта и было изношено.
Трубопровод для увеличения прибыли экспортировался по максимуму, и катастрофе дело шло уже давно. Об этом в один голос говорят экологи.
«Сменился подрядчик в этом году, буквально в марте текущего года. А предыдущий, кто эксплуатировал, туда вообще не вкладывался». - сказала зампред правительства.
Тем не менее, в ближайшие планы КТК входит не модернизация оборудования, а значительное расширение объемов прокачиваемой нефти. Логично, что новые аварии на изношенном оборудовании приведут к еще большим выбросам нефти в акваторию.
Ситуацию для «Блокнота» прокомментроовала кандидат географических наук, эколог с 40-летним стажем Ирина Черкашина, участник программы «Обеспокоенность населения экологическими проблемами Черного моря» в 1998-2000 годах:
Сложилась очень странная, можно сказать абсурдная ситуация. Каспийский Трубопроводный Консорциум, допустивший чудовищную по последствиям аварию, прокачивает по 67 миллионов тонн нефти в год. При том с 2009 года запущен проект планомерного расширения, который уже сейчас позволяет качать до 90 миллионов тонн ежегодно. В официальных планах КТК - к 2023 году прокачивать до 80 миллионов тонн нефти в год. Мотивация компании предельно проста и понятна – увеличиваются объемы, увеличивается и прибыль. Говорить об экологических последствиях и социальной ответственности бизнеса не приходится на фоне недавнего фокуса с занижением данных по разливу нефти в сотни тысяч раз. Авария доказала как беспечное отношение КТК как к бедствию любого «калибра», так и неготовность оборудования к нагрузкам. При объемах прокачки в 90 млн тонн авария будет уже не бедствием, а полномасштабной катастрофой, которая погубил целый регион.
Непонятно, как планы КТК по увеличению пропускной способности трубопровода за счет использования антифрикционных присадок могли быть согласованы даже на внутреннем уровне, не говоря уже о соответствии природоохранным нормативам. Ведь если консорциум заявляет о том, что за счет эксплуатации своей инфраструктуры он будет транспортировать вместо 67 миллионов тонн в год, 80 миллионов тонн (планы на 2023 год), очевидно, что нужно провести проверку пригодности действующей инфраструктуры. Увеличение нагрузки сказывается на любых технических системах, и нефтепровод не исключение. Вы попробуйте, к примеру, за счет присадок вливать в свою машину в 2 раза больше бензина, вскоре вы увидите, к чему это приведет – одна из деталей неизбежно выйдет из строя. И тогда вы уже, конечно же, можете сказать, что это был брак, как заявили в КТК, когда директор консорциума Николай Горбань сказал, что причиной аварии стал «заводской брак гидрокомпенсатора выносного устройства». Только черноморской биоте это никак не поможет выжить.
Еще в 1990-х в Краснодарском крае мы устраивали пикеты против создания Каспийского трубопроводного консорциума. Даже тогда нам было очевидно, что КТК нарушает существующие на побережье Черного моря экосистемы, в том числе уникальные реликтовые леса на Утрише. От деятельности консорциума также страдают можжевеловые редколесья, которые произрастают на побережье Черного моря. Ну, и, конечно же, риски аварийности из-за увеличения объемов транспортировки нефти, нам тоже были тогда понятны. И вот 7 августа мы увидели, к чему это приводит.
Прежде всего пострадали морские животные и растения акватории, покрытой нефтяной пленкой из-за прекращения доступа кислорода в водную толщу. Пострадают и прибрежно-водные сообщества водорослей. К сожалению вряд ли кто-то посчитает ущерб, нанесенный кормовой базе рыб, обитающих в этой зоне и других животных, слагающих всю пищевую цепочку морских обитателей, обеспечивающих биологическую очистку акватории. Реликтовые можжевеловые редколесья, протянувшиеся от Озерейки до Утриша по побережью, тоже могут пострадать из-за экологического воздействия загрязненной нефтяной пленкой воды.