В 2021 году большинство регионов оказались с «дырявым» бюджетом

РЕГИОНЫ5 комментариев
В 2021 году большинство регионов оказались с «дырявым» бюджетом

Политолог рассказал, кому будет помогать федеральный центр

Российские регионы приняли законы, которые регулируют бюджетную политику в 2021 году и на плановый период 2022-2023 годы. Анализу тенденций и состояния текущей финансовой политики различных субъектов посвящен доклад «Бюджеты регионов в 2021 году: стратегии дефицита», выпущенный Центром развития региональной политики (ЦРРП) и аналитическим агентством «Национальный Эксперт». О том, что ждет регионы, и кого из них поддержит Москва – «Блокноту» рассказал политолог Николай Евдокимов.

Авторы исследования отмечают, что бюджеты всех уровней понесли существенные потери, а незапланированные расходы на здравоохранение и социальную поддержку привели к пересмотру и перераспределению бюджетных обязательств, а также поиску дополнительных источников дохода с целью поддержания платежеспособности.

В первую очередь, нужно отметить, что принятые регионами законы о бюджете на 2021 год еще будут подвергаться корректировке и, конечно, это не окончательные их варианты. Тем не менее, выводы об общих тенденциях развития региональной бюджетной политики сделать, конечно, можно. 

В Карачаево-Черкесии члены ОПГ похитили 350 миллионов из бюджета
Бюджеты российских регионов трещат по швам

Действительно, из 85 субъектов России 73 предполагают, что их бюджет будет дефицитным. Но это не должно восприниматься как однозначный повод для паники. Дефицит бюджета лишь свидетельствует о том, что регионы собрались тратить больше, чем зарабатывать. Это обычная практика, которая не имеет прямой корреляции с уровнем развития экономики. Совсем другое дело, что по сравнению с 2020 годом у абсолютного большинства субъектов произошло сокращение как расходов, так и доходов, и это наиболее яркий показатель того в каком состоянии сегодня находится региональные финансовые системы. Это значит, что, возможно, придётся сворачивать часть программ. При этом медицину и социальные проекты, скорее всего, не тронут – они очень важны, особенно в выборный год. Пострадают, вероятно, долгосрочные инфраструктурные проекты, трендом также становится сокращение расходов на чиновничий аппарат.

Высокий уровень бюджетного дефицита развитых регионов объясним – они рассчитывают на федеральные займы и трансферты. Татарстан, Башкирия, регионы нефтяного севера, несмотря на объективные проблемы, сохраняют свой потенциал. У небогатых регионов (Марий Эл, Мордовия, Пензенская область), а также у субъектов с высоким уровнем кредитной задолженности (что часто одно и то же) – бюджет профицитный, но радоваться тут нечему. В данном случае профицит достигнут не за счет высокого уровня доходов, а за счет низкого уровня расходов региональных бюджетов, что, естественно, сказывается на качестве жизни и возможности реализовывать в этих субъектах масштабные социальные и инфраструктурные проекты. 

В качестве важного политического нюанса – нужно учитывать, что в сентябре состоятся выборы депутатов Государственной думы, а в некоторых субъектах – губернаторов. Центру совершенно не нужно в этот период обострения политической ситуации, поэтому можно ожидать, что наиболее проблемные субъекты получат прямую финансовую поддержку Москвы.

Комментировать
Эту новость прокомментировали 5 раз