В ходе послания Федеральному собранию президент Владимир Путин заявил, что программа деофшоризации экономики страны пока не показала результатов. Для решения этой проблемы Путин предложил обложить налогами доходы компаний, зарегистрированных в офшорах, но принадлежащих россиянам. Министр финансов Антон Силуанов рассказал, какими именно путями будет достигаться цель. Появились и те, кто стал на защиту компаний, уходящих в офшоры.
Справка «Справедливой Газеты»Впервые офшоры возникли в 18 веке в Великобритании. Государство, которое до этого момента жило за счет колоний, стало привлекать компании посредством низких налогов. В настоящее время к помощи офшоров прибегает большинство лидирующих компаний мира. Из ста компаний, которые входят в индекс FTSE 100 (т.е. их акции имеют наибольшую капитализацию и продаются на Лондонской бирже), всего две не имеют дочерних офшорных структур.
Первой причиной, по которой российские компании прибегают к помощи офшоров, специалисты называют не уклонение от налогов, а защиту своей собственности. По данным агентства Tax Justice Network, с помощью подобных схем за период 1990-2010 гг. из России были выведены свыше $800 миллиардов долларов (для сравнения: в 2012 году ВВП России составлял $2 триллиона).
Какими путями государство будет выполнять поручение Путина
Министр финансов Антон Силуанов высказал надежду, что пакет решений по деофшоризации, который готовится в правительстве, заработает уже во второй половине грядущего 2014 года. Он рассказал, что одна из мер, направленных на борьбу с офшорами уже работает, речь идет о законе о трансфертном ценообразовании.
По мнению Силуанова, пакет мер поможет привлечь в бюджет десятки миллиардов рублей. Министр рассказал, каким образом государство собирается бороться с «недугом» российской экономики. Предполагаются меры в трех направлениях.
Во-первых, планируется обязать российские компании, ведущие деятельность в офшорах, платить налоги в бюджет Российской Федерации.
Во-вторых, компании, скрывающие своих бенефициаров (получателей прибыли) лишат субсидий и доступа к госзакупкам. Компаниям будет выгодно раскрывать своих бенефициаров еще и по той причине, что в этом случае для нее будет действовать минимальное налогообложение. Как пояснил Силуанов, доходы будут облагаться по ставке от 0% до 15%. Если же бенефициар будет скрыт, то налоговая ставка составит 20%.
Третье направление касается иностранных компаний, которые не платят своим российским материнским структурам дивиденды, что мешает получать с них налоги.
Для того чтобы пакет мер заработал и стал эффективным, необходимо подготовить соответствующие правовые нормативные акты, в которых будет определена налоговая ставка.
Противники поручения по деофшоризации
Нашлись у задачи по деофшоризации, поставленной Владимиром Путиным, и противники. Так, экс-министр финансов России Алексей Кудрин, занимающий пост руководителя Комитета гражданских инициатив, в своем Twitter оставил сообщение следующего содержания: «Предложенные меры по деофшоризации в наших условиях вряд ли сократят вывод капитала. Они правильны в отношении госкомпаний».
Реакция бывшего премьер-министра России Михаила Касьянова оказалась еще острее. Он заявил, что, видит главной целью деофшоризации присвоение собственности компаний российскими властями. Касьянова отметил, что компании прибегают к помощи офшоров для того, чтобы защитить свой бизнес.
Самое интересное: