В сентябре 1997 года у Вени появились первые признаки болезни.
Также 11 июня Международный день розового вина и День памяти святого праведного Иоанна Устюжского, Христа ради юродивого, а также в этот день в 1826 году открылась первая Московская глазная больница, в 1858 году в Санкт-Петербурге был освящен Исаакиевский собор, а в 1992 году в России была принята государственная программа ваучерной приватизации.
Подробнее поговорим о родившемся в этот день музыканте и авторе песен Александре Литвинове (1970-1999), выступавшем под псевдонимом Веня Д’ркин. Литвинов известен как советский музыкант, поэт, рок-бард и певец.
Короткая, но яркая судьба музыканта (умер от рака в 29 лет) оставила след в виде пронзительных песен с глубоким подтекстом, многие из которых актуальны до сих пор. Некоторые музыкальные критики по праву называют Веню Д’ркина последним бардом русского рока.
Детство
Отец Вени Д’ркина, Михаил Федорович Литвинов, был директором школы поселка Должанское, мать — учителем математики. С 7 лет Саша Литвинов писал стихи, с 12 лет рисовал и писал маслом картины, учился играть на гитаре. Учился Саша в школе №18 Свердловска (Луганская область). C 14 лет руководил школьным ВИА.
В 1987 году Александр окончил учебу в школе с золотой медалью и поступил в Рижское военно-политическое училище, но учиться там не стал, а сразу же перевелся в Донецкий политехнический институт на геологоразведочный факультет.
В 1988 году он был призван в армию. Служил в конвое, охране и ракетных войсках в Павлограде, затем был переведен водителем в Донецк. Осенью 1989 года был уволен в запас. До 1991 года жил в поселке Мироновском Дебальцевского района, где работал водителем и писал песни. В 1991 году Литвинов перевелся в Луганский сельскохозяйственный институт на факультет механизации сельского хозяйства. Осенью того же года познакомился с девушкой Полиной (Пэм), которая в 1994 году стала его женой. Тогда же он собрал коллектив «Давай-Давай». Они играли на нескольких концертах в ДК ЛСХИ.
Весной 1993 года Литвинов выступил на фестивале «Рок против наркотиков», а осенью перевелся на заочное обучение и уехал в поселок Новолуганское (Артемовский район Донецкой области), где работал сначала слесарем на КРС, а потом художником в Доме культуры.
Творческий путь
В 1994 году Александр участвовал в фестивале «Оскольская Лира», где шутки ради заявил, что он Веня Ды́ркин из Максютовки, и под этим псевдонимом он стал лауреатом. Осенью этого же года Д’ркин с Полиной переехали в Свердловск (Луганская область), где Александр работал в старших классах школы № 18 учителем физики. 12 декабря 1994 года у них родился сын Денис.
Летом 1995 года Д’ркин во второй раз участвовал в фестивале «Оскольская Лира», где получил гран-при. Осенью переехал с семьей в Луганск, где работал на стройке. Летом 1996 года Веня снова ездил на фестиваль, где пел уже в качестве почетного гостя. Бард Геннадий Жуков позвал его в Москву с обещанием помочь. Осенью по финансовым причинам Д’ркин перевез семью обратно в Свердловск, а сам поехал в Москву.
В октябре-декабре 1996 года Д’ркин сыграл несколько квартирников, два концерта в театре-студии песни Виктора Луферова «Перекресток», записал на студии «Остров» магнитоальбом «Крышкин Дом».
В январе 1997 года Д’ркин перевез жену с сыном в Краснодон, там устроил ее на работу, сам же снова уехал в Москву. 1997 год стал наиболее активным в концертном плане — многочисленные клубные и квартирные концерты, концерт на радиостанции «РаКурс», гастроли по городам Подмосковья, поездки в Воронеж, Харьков. Подготовил совместную программу с Геннадием Жуковым и выступал с ним на нескольких концертных площадках в Москве. В марте 1997 года Д’ркин за три дня на студии Алексея Вертоградова записал альбом «Все будет хорошо».
Тяжелая болезнь и новые песни
В сентябре 1997 года у Вени появились первые признаки болезни. В октябре в Луганском онкологическом диспансере ему был поставлен диагноз «лимфогранулематоз». 19 октября 1997 года Веня Д’ркин крестился с именем Фома. В ноябре прошел первый сеанс лучевой терапии.
Болезнь отразилась на творчестве Д’ркина: многие из позднее написанных («Эныкы-бэныки», «А ты не конь», «Сегодня — чай» («Все для всего»)) и введенных в репертуар («Детка» (В. Турчанин), более ранняя «Баба в оранжевом») песен являются развернутым призывом не тратить время жизни зря.
В 1998 году Д’ркин в перерывах между курсами химиотерапии (которые продолжают проводить, несмотря на отсутствие улучшений) успел съездить в Мироновку (апрель, попытка электрического проекта с гитаристом Муком из состава группы «Ая»), Алчевск (1—2 мая, два концерта), Белгород (25 мая, концерт в ДК «Строитель»), на «Оскольскую Лиру» (июль, проект «Старички Джазовички») и в Старый Оскол (квартирник 28 июля).
В январе 1999 года Веня записал на квартире у друзей черновой вариант сказки «Тае Зори» (накладками на двух магнитофонах). Тогда же Литвинов начал заниматься переписыванием текстов своих песен, их систематизацией.
3—4 мая случился кризис, связанный с разрушительным действием химиотерапии, после которого Александр Литвинов чудом выжил. Подруга семьи взяла Венину телефонную книжку и позвонила по всем имеющимся там номерам с просьбой о помощи. После этого началось какое-то движение — благотворительные концерты, сборы денег, писем.
В конце июня друзья перевезли Д’ркина в Москву в Институт гематологии РАМН, где поставили уже другой диагноз — лимфосаркома, еще более неутешительный. Еще полтора месяца в Москве врачи боролись за жизнь Вени, но 11 августа его выписали без надежды на выздоровление.
21 августа 1999 года Веня Д’ркин умер в городе Королев (Московская область), 25 августа его похоронили в городе Свердловске Луганской области. С 1988 по 1999 год он написал больше трехсот песен, но только половина из них была издана в том или ином виде.
Память и оценки творчества
После смерти Вени был организован «Неформальный Фонд Вениамина Д’ркина», который занимается сбором и оцифровкой аудио- и видеоматериалов, реставрацией записей и распространением творчества. В память о Вене Д’ркине проводятся музыкальные фестивали «ДрФест», «Вестень Свят Лета» и «Веничкина радуга».
На Донбассе существует литературное объединение «Стражи весны» — название фестиваля взято из песни Вени «Ода розовым псам». Объединение издает ежегодный альманах «Вольные стражи весны».
По оценке исследователя русской рок-поэзии и авторской песни В. А. Гаврикова творчество Вени Д’ркина можно определить как бард-рок или пост-бард: во многом близкое рок-музыке 1980-х годов, оно вобрало в себя множество других музыкальных и поэтических стилей.
В музыке и текстах Вени постоянно встречаются аллюзии и реминисценции из разнообразных (как правило, песенных) источников. Кроме того, в поэтическом отношении творчеству Вени присущи яркие образы, обилие тропов, аллитерации, словотворчество, при этом артист использует различные приемы усиления восприятия текстов, например, пение с определенным акцентом. Большинство песен Вени в большей или меньшей степени ироничны, однако среди его произведений есть и по-настоящему трагические.