Действия фильма разворачиваются в двух временах. Основные события происходят в 1942 году, во время Великой Отечественной войны. Параллельно развивается еще одна сюжетная линия, перебрасывающая нас в Израиль 2005-го года. События, происходящие в Белоруссии 1942-го года и Израиле 2005-го, плотно переплетены.
В основу сюжета военно-исторической драмы режиссера, специализирующегося большей частью на телевизионных сериалах, Сергея Урсуляка положена реальная история о подвиге советского политрука, партизана отряда «Мститель» Николая Киселева, который спас от неминуемой смерти более двухсот евреев, сумев вывести их из оккупированной местности на советскую территорию.
Главные роли в фильме сыграли Александр Яценко (Николай Киселев), Марк Эйдельштейн (Моше Таль), Сергей Маковецкий (Рувим Янкель), Юлия Витрук (Люба), Евгений Ткачук (Ферзь), Константин Хабенский (отец Моше) и Федор Добронравов (комиссар). Ненадолго появилась в кадре и покинувшая Россию опальная Чулпан Хаматова.
Действия фильма разворачиваются в двух временах. Основные события происходят в 1942 году, во время Великой Отечественной войны. Параллельно развивается еще одна сюжетная линия, перебрасывающая нас в Израиль 2005-го года. События, происходящие в Белоруссии 1942-го года и Израиле 2005-го, плотно переплетены. Мост в 2005-й год, то есть почти в наше время, позволяет актуализировать основные события картины и продемонстрировать их значение для будущих поколений, то есть для нашего с вами настоящего. Впрочем, обо всем по порядку.
Что известно о подвиге Николая Киселева?
В 1941 году село Долгиново в Белоруссии оказалось на территории, оккупированной немцами. В селе жили 3000 евреев. Массовое уничтожение евреев началось сразу после оккупации Белоруссии. К лету 1942 года в Долгиново в живых осталось всего 278 человек, в основном старики, женщины и дети — те, кто успел уйти в лес или сумел отсидеться в погребе. Белорусские крестьяне не могли укрывать их под страхом смерти.
У партизанского отряда «Мститель», к которому прибились уцелевшие евреи и где служил Киселев, не было никакой возможности принять и содержать всех этих людей. Партизаны запросили командование в Москве и получили приказ вывести евреев через линию фронта. Выполнить задание поручили Николаю Киселеву. С ним пошло 270 человек: старики, женщины и дети. Кроме Киселева, группу сопровождали еще семеро партизан.
Переход длился больше месяца, дважды отряд натыкался на немецкие засады, многие были ранены. После одного из столкновений недосчитались 50 человек, что с ними произошло — неизвестно. Двух раненых — пожилую женщину и мальчика — пришлось оставить в лесу, но они выжили.
Самой маленькой в группе была девочка Берта, которая часто плакала. По мере приближения к линии фронта это становилось все более опасным. Во время одного из таких опасных моментов родители Берты пришли в такое состояние, что в отчаянии решили утопить девочку, чтобы спасти всю группу. Тогда Киселев взял ребенка на руки, успокоил ее и нес до конца похода на руках.
После более чем 1500-километрового перехода по оккупированной территории Киселев вывел за линию фронта (через «Суражские ворота») 218 человек. В Государственном архиве Белоруссии хранится обращение спасенных евреев к секретарю ЦК ВКП(б) П. К. Пономаренко: «На всем протяжении пути, когда к нам явился тов. Киселев, мы чувствовали его заботу и считаем его своим отцом и просим Вас представить его к правительственной награде».
А что с экранным воплощением подвига Киселева?
Николая Киселева в фильме «Праведник» сыграл хорошо известный широкому зрителю Александр Яценко («Аритмия», «Эпидемия»). Роль 17-летнего еврея Моше Таля, через судьбу которого брошен мост в современность, сыграл подающий надежды молодой актер Марк Эйдельштейн, успевший засветиться в феврале 2022 года на Берлинале в фестивальной картине «Страна Саша». К слову, игра Марка, как и большинства актеров «Праведника», не вызывает никаких претензий и достойна отдельного внимания. За актерский состав и его убедительную игру «Праведнику» можно смело поставить твердую пятерку.
Несмотря на то, что продолжительность военной драмы «Праведник» превышает 2 часа 40 минут, она не кажется затянутой и смотрится, если и не на одном дыхании, то уж точно, не вызывая ощущения чрезмерной длительности. На протяжении почти трех часов герои картины, несмотря на некоторые незначительные сюжетные огрехи, держат нас в напряжении и заставляют поверить в реальность происходящего. На глаза то и дело наворачиваются слезы. «Праведник» быстро погружает в атмосферу 1942-го года и непременно вызывает сочувствие к жертвам холокоста.
Картина, что называется, берет за живое. При этом, за что нужно определенно отдать дань уважения создателям «Праведника», сюжет картины не делит мир на черное и белое. И, если гитлеровцы, уничтожающие евреев, действительно и заслуженно причислены авторами к абсолютному злу, то советская власть не предстает перед нами абсолютным добром.
Из уст евреев мы слышим, что они обижены на советскую власть из-за гонений, которым подверглись в связи с ее приходом. И Николай Киселев не пытается с этим спорить. Он делает свое дело, полностью соответствуя принципам своей довоенной профессии (проявляет бухгалтерскую точность) и соображениями совести. Можно с уверенностью сказать, что это фильм про людей, а не про систему. Он лишен пропагандистской составляющей и показывает войну такой, какой она была, без излишней идеализации.
Отвечая на осуждение евреями советской власти, Киселев, не раздумывая, говорит: «А кто вам сейчас поможет, если не советская власть?». Перед лицом фашизма, уничтожающего евреев по признаку национальности, любая критика советской власти действительно кажется неуместной. Да и дело не в советской власти. Дело в том, что Николай Киселев и еще несколько партизан здесь и сейчас помогают более чем двум сотням людей спасти их жизни. И совершенно не важно, какой они национальности. По крайней мере, для Киселева, который говорит, что никогда не делил людей по национальному признаку.
На киноэкране Киселев по праву выступает самым настоящим праведником, каждый раз к тому же оказываясь в нужное время в нужном месте. То он вовремя предотвращает попытку изнасилования молодой еврейки партизаном Ферзем, то в последний момент убивает немца, который подкрался к спящему Моше, то спасает плачущего ребенка, которого собирается утопить обезумевший от страха и усталости опасающийся, что ребенок выдаст их немцам, отец. Справедливости ради стоит отметить, что такие «появления» Киселева не всегда кажутся правдоподобными. Как будто сценарист волшебным образом подбрасывает нам праведника в ту или иную сцену. Впрочем, на общее впечатление от картины это особенно не влияет.
Вызывает определенный интерес и сюжетная линия с гармонично вписавшейся в историю еврейкой Любой (Юлия Витрук), которая ради спасения собственной семьи, вынуждена выдавать немцам евреев. Люба крайне противоречива. Она полна страхов и сомнений. Люба хочет помочь евреям, но в то же время работает на немцев. Страх за свою семью толкает ее на страшные преступления. Однако сострадание к ближним одновременно приводит ее к противоположным действиям. Когда это возможно, Люба оказывает евреям помощь. Однако страх то и дело пересиливает сострадание.
Отдельно стоит отметить и то, каким образом создатели «Праведника» показывают в своей картине евреев. В фильме как бы два главных героя. С одной стороны это праведник Киселев. С другой – это еврей Моше, который предстает перед нами, как в виде юноши, так и, по прошествии многих лет, весьма пожилым человеком. История Моше и его семьи – основа фильма, как бы взгляд изнутри на весь тот ужас, который испытали на себе евреи во времена фашизма. История Киселева – это история подвига настоящего героя.
Иногда евреи в «Праведнике» выглядят несколько карикатурными, беззащитными или слишком неловкими, однако, тем не менее, это не вызывает ощущения, что команда, работавшая над фильмом, стремилась каким-то образом унизить достоинство евреев. Напротив, при всей внешней безобидности, евреи в итоге берут в руки оружие и сражаются за своих близких до конца.
Если искать сюжетные нестыковки, то их в «Праведнике» предостаточно. Так, например, на протяжении всего пути следования группу Киселева преследует один и тот же немецкий военачальник Шмюкер, который, как следует из сюжета, периодически возвращается к месту своей постоянной дислокации. Трудно представить, как это возможно. Или, например, Шмюкер отправляет Любу пешком вслед за евреями, которые следуют уже как минимум несколько дней. И Люба нагоняет их с такой скоростью, как будто они все это время стояли на месте.
Вызывает недоумение, что перед Любой поставлена задача, следуя пешком по лесу, найти евреев и сообщить об их местоположении Шмюкеру. Не совсем понятно, почему следующий за евреями Шмюкер не догонит их в таком случае сам, если все это так просто. К тому же вызывает большие сомнения и сцена, в которой группа Киселева устраивает немцам засаду. Не нужно быть опытным военным, чтобы понимать, что в случае Киселева, когда он обременен большой группой гражданских, засада на превосходящего по силам противника будет работать против него. Скорее группе Киселева нужно было не дать себя обнаружить, а не провоцировать столкновение с противником.
Тем не менее, «Праведнику» можно легко простить все выявленные недочеты, так как достоинства фильма в виде сильной актерской команды, трогательной до слез темы и неизбитости сюжета с лихвой компенсируют все недостатки. Картину, определенно, стоит рекомендовать к просмотру. По крайней мере, мы уверены в том, что в отечественном кинематографе стало больше на одну хорошую картину о Великой Отечественной войне, а о подвиге Киселева теперь узнают миллионы зрителей.