Глава государства остался недоволен темпами технологического прогресса в стране
Президент РФ Владимир Путин поручил перезапустить работу по развитию сквозных технологий. Глава государства указал, что «необходимо актуализировать и стратегию цифровой трансформации с позиции полноты охвата всех отраслей экономики и социальной сферы». О том, возможен ли в России технологический прорыв – «Блокноту» рассказал доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой бизнес-информатики Уральского государственного экономического университета Дмитрий Назаров.
Тема «сквозных цифровых технологий» относится к стратегическим вопросам развития нашего государства и в условиях санкций становится важнейшим фактором импортозамещения, как в товарном, так и технологическом аспектах. Возникновение этого термина связано с федеральным проектом «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика РФ» в 2017 году, на который планировалось выделение 282 мрлд рублей со стороны правительства России. С тех пор прошло достаточно много корректировок и «перезагрузок» в этом направлении.
Реализация этой инициативы происходит неравномерно. Диверсификация финансирования связана с разделением средств государственного бюджета между институтами развития такими, как НТИ, Фонд Бортника, научными фондами и госкорпорациями, которые получают деньги напрямую, минуя конкурсный отбор. В начале ноября 2020 года стало известно о том, что «Ростех», «Росатом» и РЖД получат деньги из госбюджета на 5G-сети и квантовые технологии вместо институтов развития. Об этом говорится в новой версии паспорта федерального проекта «Цифровые технологии» нацпрограммы «Цифровая экономика» РФ. Институты развития получили около 7,1 млрд рублей на развитие высокотехнологичных отраслей. Это означает, что правительство и государство держат свое слово.
Но мне кажется, основой всех сквозных цифровых технологий является технологическая независимость в области элементной базы всех компьютерных систем. Поэтому особое внимание со стороны руководителей государства уделяется именно этому аспекту. Анализ публикаций в СМИ показал, что еще в 2021 году была обозначена стратегия – перевод информационной инфраструктуры российских корпораций, стационарных и мобильных рабочих мест на базу отечественных процессоров, и создание отечественного автоматизированного рабочего места нового поколения, создание отечественных программно-аппаратных комплексов для корпоративных облачных и информационных платформ. Именно это направление наиболее эффективным инструментом для достижения целей импортозамещения в сфере вычислительной техники. Однако именно в этом направлении результаты самые скромные или вовсе отсутствуют. Это и вызвало обеспокоенность президента – могут ли быть достигнуты эти результаты?
Полагаю, это вполне возможно, поскольку весь оборонный комплекс использует российскую элементную базу, российское программное обеспечение. Необходимо масштабировать эти решения на гражданский сектор, и работы в этом направлении уже ведутся. Скорость этих работ недостаточна и поэтому президент указал на основные промахи в данной сфере: недостаток собственного финансирования со стороны операторов, таких как Ростех и Россети, плохой контроль за реализацией проектов и указал на недостатки продвижения решений на рынок. Назначение вице-премьеров за каждое направление решение, которое позволит сделать процесс реализации более качественным и увеличит скорость принятия решений. Необходимость этого очевидна в связи с проведением СВО и усилением санкций против РФ.
Ранее власти Великобритании призвали молодых ученых из России переезжать работать к ним. Инициатива связана с расширением системы партнерства университетов Украины и Великобритании. В частности, как сообщала The Guardian, в рамках программы, бюджет которой увеличен почти на 10 миллионов фунтов стерлингов, в страну приедут около 130 украинских ученых.
Однако специалисты склонны считать: массового оттока среди крупных ученых не случится, поскольку переехать с семьей– еще сложнее с бытовой точки зрения. Молодежь не в массовом порядке может принять такие приглашения и апеллировать к тому, что в связи с санкциями в какой-то мере отсутствует доступ к лабораторной и экспериментальной базе. Кроме того, на Западе нужны ученые не всех специальностей, а только востребованные, связанные с физикой, математикой, биологией, IT.