«Мы снимали фильм о победе, а война еще шла, и было что-то тревожное в нашем ожидании».
Во время Великой Отечественной войны героизм показали не только солдаты, офицеры, летчики, танкисты, пехотинцы и моряки, но и представители мирных профессий, среди которых были и кинематографисты. Именно в тяжелые годы Великой Отечественной были сняты одни из самых пронзительных и ярких отечественных кинокартин. И сегодня представляется важным вспомнить о том, каким образом проходили съемки тех фильмов.
«Иван Грозный» (12+, режиссер Сергей Эйзенштейн, 1944 год)
«Иван Грозный» — это историческая картина о борьбе великого русского князя за объединение феодальной Руси в мощное централизованное государство. Несмотря на то, что картина снималась во время войны, фильм до сих пор считается одним из самых значительных событий мирового кино. Он состоит из двух частей, которые вышли на экраны в 1945 и 1958 годах.
Работу над сценарием Эйзенштейн начал летом 1941 года, предварительно изучив исторические документы, хроники и жизнеописания Ивана Грозного. Съемки первой серии начались в 1943 году и проходили в Алма-Ате, куда был эвакуирован «Мосфильм». Снимали в основном ночью, так как днем все электричество шло на нужды заводов, снабжавших фронт.
Съемочной группе и художникам приходилось проявлять чудеса изобретательности. Например, когда на декорации не хватало фанеры, мастера использовали местный сорт кустарника, из которого плели особые пласты и использовали для строительства. До сих пор остается загадкой, как в условиях жесточайшей экономии военного времени Сергею Эйзенштейну и группе художников-постановщиков удалось воссоздать богатейшие палаты Кремля и боярских дворов.
Несмотря на холод, голод и нескончаемые горестные новости с фронта, актерам удавалось проявлять небывалый талант. Николай Черкасов, игравший в картине Ивана Грозного, настолько вживался в роль, что его продолжали снимать на камеру даже после команды «Стоп!». Некоторые из этих кадров в итоге были смонтированы и использованы в фильме.
«Два бойца» (6+, режиссер Леонид Луков, 1943 год)
«Два бойца» — художественный фильм, рассказывающий о нерушимой фронтовой дружбе советских солдат в годы Великой Отечественной войны. Съемки проходили в Ташкенте в условиях эвакуации. Картины, снимавшиеся в таких условиях, должны были помочь стране выстоять и победить, поднимая боевой дух солдат и тружеников тыла. Именно поэтому режиссер Леонид Луков решил сделать в фильме акцент на простых, но важных человеческих чувствах – любви и дружбе.
«Главная сила на войне — это люди. В картине «Два бойца» главное не сюжет и не внешние обстоятельства, а люди на войне», — вспоминал режиссер Леонид Луков.
Специально для картины были написаны песни, которые до сих пор исполняют с большим трепетом. «Темная ночь» впервые прозвучала именно в фильме Леонида Лукова и сразу же обрела большую популярность по всей стране. Примечательно, что написана она была буквально за ночь и уже на следующей день была смонтирована в кинокартине.
«В шесть часов вечера после войны» (6+, режиссер Иван Пырьев, 1944 год)
«В шесть часов вечера после войны» - романтико-поэтический фильм, отображающий не только хронологию войны, но и атмосферу времени — веру людей в победу и мирную жизнь. В картине запечатлена история двух разлученных влюбленных, которым, пройдя через все горести войны, все же удается встретиться в давно условленном месте — в Москве, на Каменном мосту ровно в шесть часов вечера.
Актерам приходилось работать в жесточайших условиях. Съемки фильма проходили в неотапливаемых, промерзших павильонах «Мосфильма» при минусовой температуре. В кадрах можно увидеть, что в «летних сценах» у актеров изо рта идет пар. Также заметно, насколько сильно похудели за время съемок Евгений Самойлов и Иван Любезнов, исполнившие в фильме главные мужские роли.
Мало кто знает о том, что по замыслу сценариста Виктора Гусева кинофильм должен был заканчиваться совсем не так, как в итоге его смонтировали. Сценарист приготовил сильнейший финал: Варя, героиня Ладыниной, во время краткой встречи с возлюбленным на полустанке вновь провожает его на фронт, после чего тут же на станции погибает под бомбами нацистского истребителя. И все последующее лирическое свидание на фоне Кремля и ликующих толп, озаренных всполохами победного салюта, возникает в ее меркнущем сознании.
Однако для режиссера Пырьева были вещи важнее высокой эстетики, он снимал фильм-заклинание, фильм-заклятие, как и стихотворение Константина Симонова «Жди меня». Так что гибель героини не могла устроить ни режиссера, ни зрителя. Финальный эпизод – видения героини – Пырьев перевел в план уже свершившейся реальности, сняв встречу героев на фоне салюта победы за год до настоящего окончания войны.
И зрители военного времени пережили сладостный шок, увидев на экране собственную материализованную мечту. Это вызывало потоки светлых грез и давало надежду. Ради этого, считал Пырьев, стоило жертвовать высокой эстетикой.
«Мы снимали фильм о победе, а война еще шла, и было что-то тревожное в нашем ожидании», — вспоминала актриса фильма Марина Ладынина.