Российская компания «Стройтрансгаз», управлявшая портом с 2019 года и рассчитывавшая делать это до 2068-го, собирает вещи
России в последнее время не везет с инвестиционными соглашениями за рубежом. В конце 2024 года мы так и не сумели добиться его заключения с маленькой Абхазией, но все равно решили содержать ее по доброте душевной. Теперь пришли новости из Сирии. Там российскую компанию «Стройтрансгаз», в 2019 году заключившую договор на управление портом Тартус на Средиземном море вплоть до 2068-го, попросили собирать вещи и проваливать.
Совсем недавно, в начале минувшего декабря, стремительно развалился режим Башара Асада, а сирийскую столицу, Дамаск, заняли торжествующие отряды «Хайят Тахрир аш-Шам»*. Асад обрел новый дом в Москве, а российская власть сразу начала с ХТШ* определенные заигрывания.
Сперва Рамзан Кадыров призвал даже не создавать нормальные рабочие отношения, а прямо «союзничать» с новой сирийской властью. Он заявил, когда следы Асада в Дамаске еще не успели остыть:
- Я был против политики Асада. Сейчас пришел человек [Ахмед аль-Шараа, лидер ХТШ*], который реально поддерживается населением.
Несколько дней спустя глава Чечни призвал исключить ХТШ* из списка террористов и экстремистов. По его словам, действия новых властей Сирии обеспечивают условия для «стабилизации и налаживания мирной жизни».
Наконец в дело вступила по-настоящему тяжелая артиллерия. Перед новогодними праздниками глава МИД Сергей Лавров рассыпался в комплиментах в адрес обновленного сирийского руководства:
- Отмечу, что глава новых властей Сирии аль-Шараа недавно выступал. Он давал интервью «Би-Би-Си», в котором назвал отношения между нашими странами давними и стратегическими. Мы разделяем такой подход. У нас много общего с сирийскими друзьями.
И вот 21 января пришла новость: сирийцы разрывают вышеупомянутое инвестиционное соглашение со «Стройтрансгазом», заключенное при Асаде. По нему предполагалось, что за четыре года (то есть с 2019 по 2023-й) Россия потратит на модернизацию порта Тартус 500 миллионов долларов. Успел ли «Стройтрансгаз» полностью вложиться, пока неясно.
По соглашению предполагалось, что, вкладываясь в порт, российская сторона будет, как положено, иметь возможность и получать от него доход. Теперь же представителями ХТШ* заявлено, что все прибыли, если они появятся, пойдут «на сирийский народ». Параллельно «Стройтрансгаз» обвинили в том, что компания все-таки не спешила тратить полмиллиарда в американской валюте, несмотря на соглашение, и оставила сирийцам лишь устаревшее оборудование.
Отметим, что о базе российского военно-морского флота РФ в Тартусе речи пока вроде бы не ведется, вопрос заключается в контроле над гражданской портовой инфраструктурой.
База, официально известная как «Пункт материально-технического обеспечения Военно-Морского флота Российской Федерации», существует с 1971 года. Тогда к власти в Сирии только-только пришел Хафез Асад, отец потерявшего власть в 2024-м Башара.
В настоящее время переговоры о судьбе базы с новым правительством в Дамаске продолжаются. Тем не менее, ситуация достаточно тревожная.
Так, сообщается, что, хотя прямых агрессивных действий по отношению к российским военным не наблюдается, сирийцы препятствуют вывозу военной техники из Тартуса. Отдельные эксперты считают, что наши бойцы находятся «по сути в статусе заложников».
При этом сирийский лидер аль-Шараа ранее заявлял, что не хочет ухода России из Сирии. Однако есть подозрения, что у него имеются скрытые, недобрые мотивы.
*Террористическая организация, запрещенная в России