Почему, чтобы написать песню «Вставайте, люди русские!», композитор Сергей Прокофьев отправился в Голливуд

КиноОбсудить в телеграм
Почему, чтобы написать песню «Вставайте, люди русские!», композитор Сергей Прокофьев отправился в Голливуд

Во время визита в Голливуд Прокофьеву поступило очень выгодное предложение от крупнейшей американской фирмы на создание киномузыки.

«Вставайте, люди русские!» (12+) — известная песня из советского кинофильма «Александр Невский» (1938) режиссера Сергея Эйзенштейна. Музыку к песне написал композитор Сергей Прокофьев, слова — Владимир Луговской.

В начале 1938 года крупный советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн задумал большой звуковой фильм об Александре Невском. В качестве автора музыки он решил привлечь Сергея Прокофьева, с которым был хорошо знаком еще с 1920-х годов. Это творческое содружество было основано на доверии художников друг к другу.

Прокофьев убедился, что прославленный режиссер «оказался очень тонким музыкантом», Эйзенштейна же поражала способность Прокофьева мгновенно заражаться зрительным впечатлением и передавать в музыке сущность художественного образа, запечатленного на пленке.

Сергей Прокофьев

«Назавтра он пришлет мне музыку, которая… звуковым контрапунктом будет пронизывать мою монтажную структуру, закон строения которой он уносит в той ритмической фигуре, которую отстукивали его пальцы», — говорил режиссер, вспоминая, как Прокофьев во время отсмотра снятых эпизодов отстукивал пальцами какие-то сложные ритмические построения на ручке кресла. Текст к вокальным фрагментам писал частью сам Прокофьев, частью поэт Владимир Луговской.

Многим известно, что Сергей Прокофьев (1891-1953) — крупный русский и советский композитор, пианист, дирижер. Прокофьев писал во всех современных ему жанрах. Его перу принадлежат 8 опер, 8 балетов (7 балетов. «Трапеция» часто не упоминается, так как балет был задуман как инструментальное произведение), 7 симфоний и другие оркестровые сочинения, 9 концертов для сольного инструмента с оркестром, 9 фортепианных сонат, оратории и кантаты, камерные вокальные и инструментальные сочинения, музыка для кино и театра. Однако мало кто знает о том, как Прокофьев работал над созданием музыки к фильму «Александр Невский».

Картина вышла на экраны 1 декабря 1938 года и сразу завоевала успех. Популярной стала и песня «Вставайте, люди русские!», написанная Прокофьевым специально для киноленты. Нельзя не отметить, что историческая тема занимала особое и важное место в творчестве советского композитора. Среди его произведений на подобную тематику заметно выделяется кантата «Александр Невский», написанная для хора, меццо-сопрано и оркестра. В ней композитор продолжает традиции, ведущие от опер «Руслан и Людмила» М. Глинки и «Князь Игорь» А. Бородина.

Когда Сергей Эйзенштейн в 1938 году обратился к Прокофьеву с предложением написать музыку для его нового фильма, в котором показывался героический подвиг русского князя и его дружины, композитор с радостью принялся за работу.

Сергей Прокофьев

Чтобы выполнить заказ, Прокофьев даже отправился в Голливуд, для ознакомления со всеми нюансами музыкального оформления фильмов. Там он встретился со знаменитыми кинорежиссерами: Мамуляном и Диснеем, а также смог набраться опыта и расширить свое представление о возможностях звукового кино. К слову, это уже не первая подобная работа Прокофьева, ведь ранее он уже сочинил музыку к киноленте «Поручик Киже».

Некоторые недоброжелатели композитора не сомневались: согласие на работу над «Невским» для Прокофьева является лишь предлогом для того, чтобы побыстрее уехать из СССР и стать эмигрантом, подобно Игорю Стравинскому и Сергею Рахманинову, талант которых обеспечил обоим безбедную жизнь на Западе. Можно было даже не сомневаться: в Америке композитор быстро превратился бы в богатого человека.

Во время визита в Голливуд Прокофьеву поступило очень выгодное предложение от крупнейшей американской фирмы на создание киномузыки, ему пообещали жалование в размере 10000 долларов в месяц, что на то время было просто гигантской суммой. Однако композитор отказался от столь щедрого предложения, сославшись на большую загруженность в Москве. На самом деле, он не захотел покидать свою семью и Родину.

Вернувшись в Россию, Прокофьев сразу же принялся за работу, причем он постоянно советовался и тесно сотрудничал с Эйзенштейном. Обычно режиссер показывал Прокофьеву небольшой отснятый фрагмент, чтобы тот сочинил для него музыку. Но иногда Сергей Сергеевич уже заранее сочинял музыкальную часть, а Эйзенштейн затем выстраивал зрительный ряд, подстраиваясь под музыку. Зачастую Прокофьеву приходилось целые дни проводить в студии на Потылихе, где проводились съемки, чтобы самому принимать участие в процессе. Благодаря такому тесному сотрудничеству, работа протекала достаточно быстро. Тексты кантаты были поручены поэту Владимиру Луговскому, но некоторые из них сочинил и сам композитор.

Тема произведения требовала тщательнейшего изучения всех материалов, связанных с этим событием, а также ознакомления с музыкой Древней Руси и католическими гимнами Средневековья. Сергей Прокофьев решил действовать новаторски и преподнести музыкальный вариант не в том виде, в каком он мог быть во времена Ледового побоища, а в современном. То же самое касалось и русской песни. Прокофьев не стал вдаваться в детали, как звучала эта музыка 700 лет назад, а осовременил ее.

На лето Прокофьев уехал отдыхать на Северный Кавказ, но и там продолжал трудиться над партитурой «Александра Невского», вернувшись осенью в столицу, он успешно завершил музыкальную часть.

Уже 1 декабря 1938 года состоялась премьера фильма с гениальной музыкой Прокофьева, который сразу же завоевал любовь у публики. Композитор очень вдохновился этим успехом и задумал сочинить кантату, основываясь на музыкальной части кинофильма. Следующие несколько месяцев он усиленно трудился над произведением. Сам композитор признавался, что на деле все оказалось не так-то просто, как может показаться на первый взгляд.

Прокофьев отмечал, что ему проще было сочинить новое произведение, чем придумывать связки. Некоторые части партитуры остались неизменны – это вступление, «Песня об Александре Невском» и «Вставайте люди русские», остальные же части ему пришлось существенно дорабатывать, а некоторые фрагменты и вовсе вычеркнуть, например музыку к поединку князя с тевтонским магистром.

В итоге Голливуд помог Прокофьеву лишь с точки зрения технического опыта в работе над музыкой к кинофильмам. В остальном же композитор остался верным русской музыкальной традиции и продолжил творить на Родине.

Как кино и игры мистически предвидели украинский кризис: от «Слуги народа» до «Смертельной зоны»

«Предательство национальных интересов»: сибирские реки хотят перенаправить в Узбекистан и Казахстан

Проект «Пятая колонна»: «Русский Шварценеггер» Александр Курицын призвал россиян к бунту

Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

Стало известно какие богатства изъяли у Тимура Иванова и его жены

ОБЩЕСТВО

Среди прочего, экс-замминистра обороны РФ Тимур Иванов лишился особняка из «Мастера и Маргариты» и элитной квартиры в центре Москвы, принадлежавшей бывшей жене.

В Сирии готовится восстание: во главе мятежников -  экс-глава разведки Сирии и двоюродный брат Асада

В МИРЕ

Заговорщики финансируют военных и планируют отделить от страны регион алавитов.

Мистика, убийство или побег: главные версии пропажи Усольцевых, которых так и не нашли

ОБЩЕСТВО

Секретный маршрут или преступление? Вопросов, связанных с исчезновением семьи Усольцевых всё больше.

Дагестанец сравнил Махачкалу с Грозным и возмущён: почему его город выглядит так плохо на фоне столицы Чечни

ОБЩЕСТВО

«Блокнот» разобрался в цифрах: действительно ли, столица Дагестана имеет меньшее финансирование чем главный город Чечни.

Финансовый кризис 2026: банки России на грани из-за роста «плохих» долгов

Финансы

2,3 трлн рублей «плохих» кредитов могут обрушить российские банки в 2026 году. В мире тоже всё не просто.