Эксперты увидели в этом проекте политическую подоплеку.
Россиянам обещают укоротить рабочую неделю. Глава Минздрава России Вероника Скворцова заявила, что предложение о переходе на четырехдневный график «нужно всесторонне обсуждать». Новый трудовой график может по-разному отразиться на человеке в зависимости от его профессии, возраста и пола, уточнила она.
«В том случае, если люди ведут здоровый образ жизни, если есть чем занять досуг, если есть наполненность внутреннего мира, есть близкие люди, семья, о которых надо заботиться, то почему бы нет»,— сказала министр на Восточном экономическом форуме. Она добавила, что система труда кардинально меняется: уже сейчас достаточно большое число россиян работают из дома и зарабатывают на фрилансе. Минздрав, по ее словам, еще не анализировал возможность подобной реформы, поскольку не получал соответствующего поручения.
Впервые о возможности перехода экономики на четырехдневку минувшим летом заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. В нынешнем августе он поручил Минтруду до 30 сентября оценить влияние такого графика на производительность труда и социальную сферу. Глава Минтруда Максим Топилин, комментируя инициативу, предупредил, что переход на этот график займет долгое время. Руководитель Минэкономразвития Максим Орешкин заявлял, что главными условиями перехода на четырехдневную рабочую неделю являются высокие доходы населения и производительность труда.
Однако некоторые эксперты полагают: тема четырехдневной рабочей недели вбрасывается в информационное пространство неслучайно. Так, президент Российской ассоциации политических консультантов (РАПК) Алексей Куртов заявил «Блокноту», что история с четырехдневной рабочей неделей выглядит как «совершенно неуместная шутка».
«Тем не менее, очень значимые спикеры вовлечены в ее обсуждение. Это свидетельствует о явно инспирированном характере вброса этой идеи. Озвучивается она, скорее всего, по незнанию реалий жизни наших граждан. Инициаторы, видимо, считают, что это ого-го какая интересная и ожидаемая тема. Что она поможет сформировать позитив к заботливому правительству и прогрессивным инициаторам. На фоне повышения пенсионного возраста эта затея выглядит, как минимум, странно. Если даже это вбрасывалось для мобилизации лояльного электората перед выборами, скорее всего, затея привела к обратному эффекту», - пояснил Куртов.
Но самое удивительное, по его словам, что, несмотря на возмущенный ропот людей, не имеющих работы или живущих в весьма ограниченных финансовых условиях, обратная связь не включается и инициаторы идеи с непонятным упорством продолжают ее продвигать, как подарок дорогим россиянам.
Впрочем, член думского комитета по охране здоровья Алексей Куринный пояснил «Блокноту», что тенденция к сокращению рабочего времени - общий тренд современных стран.
«О необходимости постепенного снижения рабочего времени говорили и советские руководители, начиная еще со Сталина. Другое дело, что в современной России вопрос о сокращении трудовой недели, мягко говоря, не первоочередной. Он актуален в полной мере лишь для бюджетников и чиновников. Для первых в силу специфики труда придется искать дополнительные средства, а для последних в большинстве своем нет», - сказал депутат. Он подчеркнул, что доходы подавляющего большинства наемных работников и либеральное трудовое законодательства не позволят им перейти на четырехдневную неделю.
Самое интересное: