Председатель Госдумы Вячеслав Володин предложил разработать систему оценок работы комитетов парламента.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин предложил разработать систему оценок работы комитетов парламента. По его мнению, нагрузка между депутатами распределена неравномерно, а сами они слишком пассивны и редко предлагают изменения в законы.
По словам Володина, из 32 комитетов Госдумы по-настоящему плотно заняты только десять. На них приходится 70% законопроектов, которыми занимается парламент. Остальные 22 комитета работают меньше чем над третью законодательных норм. Спикер считает, что принудить депутатов к более активной работе поможет система KPI или оценок их деятельности, выраженных в цифрах, а не просто в словах и грамотах. Систему таких оценок он поручил разработать аппарату Госдумы, а контролировать этот процесс попросил своего первого зама Ивана Мельникова, представляющего КПРФ. «Я призываю вас повысить качество законотворчества. Не администрировать повестку, а формулировать её», - объяснил спикер.
Дело в том, что большая часть принимаемых Госдумой законопроектов – не плод депутатского творчества. Их либо в открытую вносят правительство страны или администрация президента, либо они лишь формально инициируются группой депутатов, а на самом деле являются творчеством чиновников, которые просто дают парламентариям под ним подписаться и тем самым перекладывают на них ответственность. К первому случаю, например, относится нашумевший закон «О гражданстве», внесенный под Новый год Владимиром Путиным. Ко второму – скандальный закон «О публичной власти», лишающий губернаторов последней самостоятельности и закон о местном самоуправлении, фактически упраздняющий его. Официально их разработал депутат Павел Крашенинников, бывший глава Минюста РФ и председатель думского комитета по законодательству. Но на самом деле секрет Полишинеля что оба закона писали в администрации президента.
Инициатива Володина уже вызвала вопросы депутатов и даже попытки отмазаться от неминуемых плохих оценок. Одни депутаты ссылаются на то, что их комитеты только образовались и еще не имеют опыта написания законов. Другие – что оценивать надо не только количество законов, но и их качество. То есть сохранить субъективность оценок. Стоит отметить, что по законодательству ни у Володина, ну и кого бы то ни было еще кроме суда, нет возможности принудительно лишить депутата мандата. Кроме того, никаких обязательств относительно посещения Госдумы, количества внесенных законопроектов и частоты общения с избирателями в законодательстве нет. Средний официальный доход депутата, не имеющего других источников заработка, при этом составляет около полумиллиона рублей в месяц.
Это уже не первая попытка Володина дисциплинировать депутатов. Ранее, еще в прошлом созыве Госдумы, он пытался заставить парламентариев чаще ходить на заседания и вообще больше участвовать в депутатской работе. Он, как на советском заводе, требовал от депутатов справки об уважительных причинах отсутствия на заседаниях. И даже делал им выговоры. Впрочем, касалось это далеко не всех. Например, авторитетный депутат Ваха Агаев (КПРФ), скончавшийся от коронавируса, как выяснилось в Госдуме крайне редко появлялся в зале заседаний, а за него голосовали коллеги даже после его смерти. Ни о каких прижизненных выговорах Агаеву Госдума никогда официально не сообщала. По подсчетам самих депутатов, таких «неподсудных» коллег в прошлом созыве у них было около 20 человек, «и это расхолаживало всех остальных». Поэтому и в реализуемости системы оценок парламентарии сейчас тоже сомневаются.