«Двойки», «единицы» и «нули»: в московской школе ввели новую систему оценок несмотря на недовольство родителей

Обращение в редакциюПрокомментируйте новость
«Двойки», «единицы» и «нули»: в московской школе ввели новую систему оценок несмотря на недовольство родителей

По их словам, дети сдают тесты и проверочные каждый день.

В одной из московских школ ввели новую для детей систему критериального оценивания. Теперь вместо привычных «троек», «четверок» и «пятерок» дети получают «двойки» и «единицы». Сторонники системы отмечают, что она направлена на достижение результата, а не на получении высокого балла или статуса «отличник» или «хорошист». Противники говорят о том, что дети теряют энтузиазм и интерес к учебе, а общий уровень знаний падает.

В московской школе N 1514 решили ввести инновацию: с начала учебного года, с сентября 2023-го, ученикам вместо привычных оценок стали ставить «двойки», «единицы» и «нули». Оценка «2» означает, что задание выполнено, и примерно соотносится с привычной «пятеркой» или «четверкой», «1» — задание усвоено частично, что можно рассматривать как «удовлетворительно», а вот 0 значит 0. Непривычную систему критериального оценивания внедрили пока только в младших классах, но у родителей нововведение вызвало недоумение и множество вопросов.

Критериальная система оценивания не новая. Она подразумевает наличие четких критериев, исходя из которых можно понять, насколько ученик усвоил те или иные знания и где конкретно имеются пробелы.

— На каждую тему есть перечень достигаемых образовательных результатов. Для их оценивания учитель дает ученикам задания. Каждое задание оценивается по шкале 2-1-0. 2 балла — качественное выполнение или минимальное количество ошибок, 1 — балл — несколько ошибок (сколько именно, известно заранее). 0 баллов — остальные варианты. Это не оценка! Это балл за выполнение конкретного задания. Такие баллы ученик получает и в процессе изучения темы и за итоговую работу. В конце каждой недели родители получают табличку, в которой прописано по каждому предмету, сколько баллов можно было набрать и сколько набрано. И по каким образовательным результатам произошел «сбой». Сумма баллов за всю тему переводится в оценку, — приводит объяснение директора Центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ» Марины Битяновой представивший ее как руководителя команды разработчиков системы telegram-канал «Наука и университеты».

Оценка за тему, триместр, год выставляется по пятибалльной системе, внутри темы обучение безотметочное. Оценки формируются на основе полученных за выполненные задания баллов. То есть на «выходе» ученики имеют те же привычные «четверки» и «пятерки». Тем не менее, многим родителям такой подход не внушает доверия.

— Возможно в этой системе есть здравый смысл, если она организована иначе, чем, в нашей школе. То, что есть у нас, это какая-то ерунда. С сентября до декабря мы так и не нашли никаких плюсов, — рассказывает мама одного из учеников младших классов школы № 1514. — Во-первых, учителя получили дополнительную колоссальную нагрузку, им нужно готовить самостоятельные работы, тесты практически к каждому уроку, чтобы одновременно проверить у всех детей какой-то конкретный критерий (а их много), потом это все проверить в кратчайший срок. Раз в неделю учитель высылает каждому родителю по всем предметам таблицы с баллами и показателями ребенка в процентах. На 30 детей это 150 файлов. Которые надо сначала заполнить, а потом разослать. Учителя устали, в сравнении с прошлым годом это очень чувствуется, многие уволились. Во-вторых, дети устали, они стали более нервными, чем когда была обычная пятибалльная система. Мой ребенок жалуется, что каждый день по 2-3 теста или проверочных работы. Это стресс. Плюс стресс от ожидания результата. Малыши переживают очень! Если ребенок заболел, то после выхода он должен написать все долги. Это делается либо на перемене, либо на специальном уроке для должников. Дети боятся получить мало баллов, боятся пропускать эти тесты и, даже заболев, все равно приходят в школу.

— Мы наблюдаем полный, извините, раздрай. У классов одной параллели маршрутные листы разные. Одним их выдают на руки, другим нет. Мой ребенок учится во втором классе. Дети во 2 классе еще не умеют вычислять проценты и не понимают, какая у них оценка за ту или иную работу. Родители тоже до конца не понимают, как на самом деле считается итоговый процент и вообще теперь не могут контролировать успеваемость детей. Только по факту получения итогов триместра, либо постоянно созваниваясь с учителем. Но нужно тогда с каждым предметником, а их минимум 5, детей же в нашем классе 33. Откуда учителю взять столько дополнительного времени, чтобы пообщаться лично с каждым родителем? — недоумевает другая родительница. — Мой ребенок сейчас болеет, как и многие. Из-за пропусков у него нет итогового результата на текущий момент. Когда он выйдет после болезни в школу, ему предстоит каждую тему по каждому предмету отработать и сдать тест. Это происходит на шестых уроках, хотя у вторых классов их в расписании только пять, или на переменах. То есть у ребенка, который и так отучился пять уроков, появляется еще дополнительная нагрузка в виде отработки!

Родители отмечают, что смысл системы остался им не понятен, а потому они не видят в ней преимуществ. Больше того, многие утверждают, что перевод баллов в привычную пятибалльную систему занижает конечную оценку.

— Школа переводит набранные баллы в пятибальную систему, но этот перевод нечестный! Мы, родители, уже на конкретных примерах считали, какую бы оценку тот или иной ребенок получил бы в прошлом году и какую получает в этом. И чаще всего в этом году оценка ниже. По общей статистике оценок класса за первый триместр у нас стало много троечников, а был один, — продолжает первая родительница.

Аргумент же о том, что «раньше учителя могли ставить балл выше за „конфеты и цветы“, а теперь все будет честно» и вовсе вызывает у родителей недоумение: мол, что мешает ставить завышенные баллы по новой системы?

— Учителя в разных классах и сейчас очень по-разному оценивают знания детей. Кто-то делает поблажки, кто-то более строгий. Ничего не изменилось и не стало более прозрачным, — вторят друг другу родители.

Редакция «Блокнота» отправила запрос в школу и получила ответ за подписью управления информационной политики и связей с общественностью Департамента образования и науки города Москвы, в котором утверждается совершенно обратное:

— Главное преимущество системы критериального оценивания заключается в том, что она абсолютно прозрачна и исключает человеческий фактор при оценивании знаний ученика. Согласно этой системе, знания школьников оценивают по заранее утвержденным критериям. Если ребенок усвоил материал и справился с заданием, то он получает конкретный балл именно за это задание, если не справился — то мы понимаем, над какой темой нужно поработать. То есть система помогает определить уровень подготовки каждого ученика на каждом этапе учебного процесса, отследить его индивидуальный прогресс, а также дифференцировать значимость оценок, полученных за выполнение различных видов деятельности. К тому же, пользуясь критериями и описанием к ним, ученик ясно видит, какой должна быть идеальная работа и какие шаги нужно предпринять ему, чтобы добиться результата. Это помогает показать обучающемуся качество выполнения задания, а также провести самооценку своей работы.

Как утверждается в ответе департамента образования, внедрение системы проходило постепенно. В июне 2022 года педагоги начали проходить курсы по повышению квалификации в центре психолого-педагогического сопровождения образования «Точка ПСИ». Далее методическая группа проработала учебную программу на год. С февраля 2023 года педагоги начали постепенно внедрять элементы новой системы оценивания, чтобы посмотреть, как ученики воспримут нововведение. А с начала текущего учебного года все учителя начальных классов полноценно начали использовать разработанные материалы.

— Внедрение системы критериального оценивания не отразилось отрицательно на успеваемости наших учеников. На сегодняшний день оценки были выставлены пока только за первый триместр, и нельзя сказать, что они массово снизились. У кого-то стали выше, у кого-то ниже. Как правило, в рамках статистической погрешности. Но в целом, учителя отмечают, что дети более ответственно стали относиться к урокам и подготовке к ним, — добавляют в департаменте образования.

Что касается работы учителей, в департаменте отметили, что «для реализации любой новой методики необходимы усилия», поэтому на данный момент новая система оценивания может вызывать у педагогов «незначительные затруднения».

— Нам говорят, что система много где работает, но, как мне известно, в Москве она почти нигде и не введена. Знаю, ее используют в школе «Летово», но, насколько знаю, там другая реализация. У нас же по ней не было никакого голосования, нас, родителей, вообще не спросили. Было собрание, на котором сказали, что школа эту систему ввела и все. Нас просто проинформировали. На собрании многие высказывались против, но нас не стали слушать, — объясняет еще одна мама ученика-младшеклассника.

— То, что ввели в нашей школе, не отработано совершенно. Условия перевода баллов в проценты менялись с начала года уже несколько раз. Все работает совсем не так, как нам презентовал директор на собрании. Никаких исследований нам представлено не было. Более того, мы запрашивали у школы документы, на основании которых была введена система. Школа их не предоставила, но продолжает эксперимент над детьми без согласия родителей, — вторит ей мама другого ученика, попавшего под нововведение.

Родители переживают, что при таком подходе пострадает реальное качество образования и дети, привыкшие к постоянным тестам, не научатся мыслить широко.

— Вся эта история «попахивает» переходом к цифровому образованию, где успеваемость будет проверять искусственный интеллект, — предполагает один из мам, — Тут либо сделал, либо не сделал тест. Иного не дано. Никакого творческого потенциала в детях никто раскрывать не будет. У детей нет права на ошибку, хотя начальная школа — это место, где они учатся учиться и делать ошибки и работать над ошибками, но система лишила их права ошибаться или болеть.

Некоторые предположили при этом, что дело банально — в деньгах.

— Как я поняла, эту систему будто бы разработала некая «Точка ПСИ», но у меня сложилось впечатление, судя по их видео, что они не совсем разбираются в вопросе образования. У них размытая презентация без конкретики, красивые слова, но за ними не видно сути. У меня нет доказательств, это сугубо мое мнение. Я предполагаю, что есть какая-то заинтересованность с обеих сторон, а выгода для детей — это просто прикрытие. Для меня это выглядит выгодным контрактом, — высказывает другая родительница.

Как указала она, в первые дни учебы было собрано около 800 подписей родителей учеников начальной школы против внедрения системы. Родители обратились к руководству школы, но им сказали, что вопрос решенный и ничего не отменят. Дальше написали письмо в министерство образования. Пришел ответ, что по закону школа в праве выбирать сама систему оценивания.

— Сейчас обратились в прокуратуру, ждем ответ на днях. Вероятно, нарушений закона действительно нет, если большинство это не устраивает, зачем нам это внедрять? У родителей столько вопросов к этой системе и ни одного четкого ответа, — заключают родители.

Если вы или ваши родные столкнулись с проблемой, если вам нужна огласка в СМИ, вам есть, что рассказать — пишите на почту «Блокнота» red@bloknot.ru или в telegram-bot @messagesrussii_bot

"Она русская, а я избил ее за Украину": общественники требуют проверить Канье Уэста на русофобию и оскорбление россиянок

«Плавится асфальт»: в Россию пришла аномальная жара

ЕГЭ всё? Госдума РФ рассмотрит законопроект об отмене единого госэкзамена в октябре

Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

У супругов Невзоровых* будет изъято все имущество, находящееся в России

ОБЩЕСТВО

Стоимость имущества, по оценкам Росреестра, составляет более 35 млн. руб.

Раскрыты детали сделки Трампа для завершения конфликта на Украине

ПОЛИТИКА

Республиканец готов отменить расширение НАТО на восток.

«Скажи-ка, дядя, ведь недаром мужчина прячется с радаром»: 3 июля 1936 года была создана ГАИ

ОБЩЕСТВО

Несмотря на критику, согласно данным опросов, работой ГАИ полностью или частично удовлетворены в среднем по стране около 75 % взрослого населения.

Но крайних уже нашли: Forbes назвал "самую дорогостоящую" потерю Киева с начала СВО

В МИРЕ

Стоимость потерь ВСУ от налета на Миргород оценивается в 50 млн долларов, подсчитало издание.

Зеленский сбежит тихо и незаметно: названы новые даты окончания СВО

В МИРЕ

Чем может завершиться специальная военная операция.