Между отраслями энергетического сектора России идет давняя конкурентная борьба, поэтому очень многое в части выполнения стратегических задач ТЭК будет зависеть от того, чье лобби сильнее.
Министерство энергетики России опубликовало Энергетическую стратегию России на период до 2035 года. Документ разработан во исполнение поручения президента Владимира Путина о корректировке стратегии. Также ЭС нуждалась в корректировке в связи с введенными против России санкциями, резким падением цен на энергоносители на фоне жесткой конкуренции за ресурсы и рынки.
Авторы стратегии уточнили и скорректировали приоритеты, прогнозные сценарии и индикаторы реализации.
По мнению независимого эксперта Дмитрия Адамидова, документ своевременный, но «дьявол кроется в деталях».
- Самая большая проблема – это внутренняя конкуренция между отраслями, - считает Адамидов. - Так, например, «Росатом» недавно анонсировал создание реакторов нового поколения, которые будут более эффективны и более безопасны и смогут размещаться вблизи крупных городов. Тем самым АЭС смогут продавать не только электрическую, но и тепловую энергию. А с учетом того, что полные затраты на подготовку сырья, генерацию и доставку энергии до потребителя на атомных станциях ниже, чем на газовых или угольных станциях, это теоретически должно привести к росту доли генерации на АЭС и сокращению спроса на уголь и газ. Это, разумеется, не может вызывать восторга у газовиков и угольщиков. Соответственно, даже если решение «Росатома» окажется наиболее экономически эффективным, не факт, что оно будет реализовано везде, где это необходимо. Тут уже победит тот, у кого лоббистский ресурс окажется более мощным, - вынужден констатировать эксперт.
При этом Адамидов отмечает, что аналогичные коллизии постоянно возникают между предприятиями газовой и угольной генерации, при создании мощностей на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и т. д.
Эксперт считает, что такого рода вопросы могли бы быть эффективно решены, если бы создавалась единая межотраслевая схема развития энергокомплекса.
- Однако в нынешних условиях это реализовать практически невозможно. Поэтому стратегия (как и другие документы Минэнерго) носит, безусловно, компромиссный характер: она традиционно объединяет «хотелки» отраслевых министерств и компаний. Поэтому сильно уповать на то, что после принятия стратегии энергетика получит новый импульс к развитию, не стоит, - говорит Дмитрий Адамидов.