Аудиторы Счетной палаты проверили деятельность Банка России и обвинили в неправильной денежно-кредитной политике, которая привела к большому внешнему долгу. Эксперты говорят о нарушении Конституции, так как ЦБ является независимой структурой.
Не дело СП указывать Центробанку, какую политику он должен проводить, считает доктор экономических наук Валерий Зубов.
- В этом смысл независимой политики, а у нас по Конституции Банк России – независимый. А СП имеет право и должна проверять использование бюджетных денег. Средства же ЦБ не являются бюджетными деньгами, да и Банк не является структурой правительства, так что у меня вообще большие сомнения относительно правомочности этой проверки, - поясняет депутат Государственной Думы Зубов.
При этом депутат-справедливоросс заметил, что СП может проводить проверку только в том случае, если правительство держит в ЦБ деньги, да и то - исключительно ту часть счетов.
Аудиторы Палаты сделали вывод, что регулятор вливал недостаточно денег в экономику через российские банки, потому они и переключились на западные рынки капитала, тем самым увеличив внешний долг страны.
Одни только банки в 2013 году заняли за рубежом в 1,4 раза больше, чем у ЦБ. Как говорится в отчете аудиторов, общая задолженность банков перед ЦБ на 1 января 2014 года составила порядка 4,5 трлн рублей. При этом долг банков перед зарубежными кредиторами на ту же дату составил $214,4 млрд, или 7 трлн рублей по курсу ЦБ на 1 января этого года. Таким образом, «привлечение заимствований из внешних источников на 39,5% превысило объем валового кредитования банков, предоставленного ЦБ», говорится в отчете аудиторов.
По данным ЦБ, к 1 октября 2014 года внешний долг российского банковского сектора сократился и составил $192 млрд — во второй половине года в рамках расширения санкций США и Евросоюз существенно ограничили возможности ключевых госбанков (Сбербанка, ВТБ, Банка Москвы, Россельхозбанка) по привлечению капитала на западных рынках.
Счетная палата подчеркивает, что затруднение доступа к зарубежным рынкам для банков, имеющих высокую степень зависимости от него, «может привести к обвальному сокращению ликвидности банковского сектора», а следовательно, к резкому спаду объемов кредитования экономики. Вот и заставило ЦБ «критически оценить проводившуюся ЦБ денежно-кредитную политику и поставить вопрос о необходимости ее пересмотра».
В пресс-службе ЦБ на претензии Счетной палаты заявили, что долги российских структур перед Западом не связаны с политикой банка.
— Значительный внешний долг российской экономики сформировался в период 2006 — начала 2008 годов и 2010 — начала 2013 годов. Формирование его было обусловлено рядом факторов. Во-первых, мягкой денежно-кредитной политикой развитых стран, прежде всего США, то есть низким уровнем процентных ставок за рубежом. Во-вторых, желанием крупнейших российских компаний-экспортеров иметь долг в той же валюте, в которой они и получают выручку, — говорят в ЦБ. — Тенденция с накоплением компаниями внешнего долга в эти периоды была характерна для большинства развивающихся стран.
Зубов считает, что ЦБ и должны выдавать много кредитов, поскольку это привело бы к инфляции со всеми вытекающими последствиями.
- Сегодня ЦБ уже выдает кредиты, но было бы гораздо лучше, чтобы их было как можно меньше, - констатирует экономист.
В свою очередь аналитик Анна Бодрова считает, что перекладывать всю ответственность на ЦБ было бы неправильно.
- Рост внешнего долга России зависит от множества факторов. Однако в текущей ситуации, вполне возможно, определенную роль действительно сыграла крайне недальновидная кредитно-денежная политика ЦБ РФ, которая допустила почти 30-процентную девальвацию рубля в этом году. Но полностью перекладывать ответственность на Центробанк было бы неправильно, - говорит аналитик.
Бодрова поясняет, что у России на международной арене обращаются евробонды. К примеру, выпуск «Россия-18» сейчас имеет доходность около 4,7-5% при январском уровне доходности в 2,7%. Это тоже дает определенную нагрузку на внешний долг, уточняет аналитик.