Планы по строительству нефтетрубопроводов, которые разработала компания «Транснефть», не соответствуют схемам развития нефтяной отрасли России. Такой вывод сделала Счетная палата по результатам проверки.
В Палате считают, что это произошло из-за слабого взаимодействия компании с министерством энергетики.
- Запланированные в инвестиционной программе компании на 2012 — 2020 годы объемы строительства линейной части трубопроводов в целом составляют 77% от предусмотренных Генеральной схемой развития нефтяной отрасли, в том числе по программе развития магистральных нефтепродуктопроводов — только 24%, — дал свое заключение аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов.
«Транснефть» вынуждена была корректировать инвестпроекты в ходе реализации. Потребовалось включить дополнительные объекты инфраструктуры, исключить инвестиционные проекты, которые потеряли актуальность или, если есть вариант, то разработать новые технические решения.
Потребовалась корректировка стоимости практически 63 процентов инвестиционных проектов, констатирует аудитор.
Также «Транснефть» слабо взаимодействовала с нефтедобывающими и нефтеперерабатывающими компаниями, все по той же причине слабого взаимодействия с министерством.
- Так, в 2010 г. такие нефтяные компании, как ОАО «Газпром», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «СеверЭнергия», ЗАО «Мессояханефтегаз» при обосновании строительства МН «Заполярье-Пурпе» подтвердили максимальный объем сдачи нефти. Для транспортировки по нефтепроводу планировалось обеспечить 48 млн тонн нефти в год, по общему объему сдачи нефти в период 2015-2025 гг. — 418 млн тонн. АК «Транснефть» на основании этих заявок разработала проектные решения. Однако эти плановые объемы снизились почти в два раза и составили 184,5 млн тонн, — говорится в сообщении Счетной палаты.
В результате при строительстве проекта МН «Заполярье-Пурпе» выпадающие доходы компании составят 120 млрд рублей. По проекту МН «Куюмба-Тайшет компания недополучит 23 млрд руб. Это приведет к сокращению налогов в федеральный бюджет, констатируется в отчете. Кроме того, это лишает саму компанию привлекать средства на финансирование инвестпроектов.
Найдены были нарушения и закона о закупочной деятельности. По данным Счетной палаты, стоимость продукции, приобретенной с нарушением, превысила 31 млрд рублей.