В регионах доля подделок достигает 80%.
Более четверти российского рынка питьевой бутилированной воды занимает поддельная продукция, причем в отдельных регионах доля фальсификата достигает 80%. Такие цифры накануне в ходе беседы с президентом Владимиром Путиным привел глава корпорации «Ростех» Сергей Чемезов. «Как ни странно, самая подделываемая продукция — это вода, питьевая вода, которую мы покупаем, которую мы пьем», - заявил Чемезов.
«Процент фальсификата составляет от 25% до 30% (это в среднем по России), а в некоторых регионах и до 80%. Нужно обязательно начать маркировку этой продукции», - отметил генеральный директор «Ростеха». По его словам, в настоящее время в России ведется масштабная работа по внедрению обязательной маркировки товаров самого разного типа — от продуктов питания до фармацевтических препаратов.
«С 1 января 2020 года уже будет обязательная маркировка всех фармацевтических изделий. Это немаловажно для нашего населения, чтобы избежать фальсификаций и обеспечить качественную продукцию... Я думаю, что к концу года мы завершим работу по маркировке молочной продукции. Мы совместно с Минсельхозом завершаем всю работу и к концу года уже запустим маркировку. Потому что у нас сегодня продаётся очень много непонятно какой продукции», - сообщил президенту Чемезов.
В свою очередь, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что контрафактная продукция занимает до 80% российского рынка минеральной воды. «Много воды непонятного происхождения. По оценкам экспертов, до 80% минеральной воды, стоящей на полках магазинов, не соответствует названию», - сказала Матвиенко.
В интервью RT руководитель Национального фонда защиты потребителей Александр Калинин заявил, что в свое время в рамках реализации программы «Чистая вода для России» были проверены образцы с 42 промышленных предприятий, занимающихся изготовлением бутилированной питьевой воды. «Мы проверили 12 предприятий, которые маркировали свою воду формулировкой «Для детского питания с первых дней жизни». Эксперты задали вопрос, чем отличается эта вода. Тут же ополчились товаропроизводители: дескать, вы не понимаете, это социально значимый товар. Но если он поставляется для детского питания, значит, налоги снижаются до уровня 10% отчислений в бюджет. Очень выгодно», — отметил Калинин. Он полагает, что «тому, что говорит господин Чемезов, надо поверить».
Представитель одной из региональных торговых сетей Ирина Богомолова рассказала «Блокноту», что к питьевой воде действительно предъявляется немало претензий. «Нас самим доводилось неоднократно конфликтовать с поставщиками. Очень часто происхождение воды – под большим вопросом. Наверняка почти каждый хотя бы раз оказывался в такой ситуации: открываешь бутылку воду, а из нее пахнет водопроводом. Конечно, это ненормально», - пояснила собеседница издания. Она подчеркнула, что производство некачественной питьевой воды – колоссальный бизнес: «В лучшем случае воду прогоняют через фильтры и потом продают, в худшем – наливают просто из-под крана. Некоторые участники рынка шутят – дескать, это выгоднее, чем наркобизнес».
Экономист Сергей Барашков подтверждает, что производство разливной питьевой воды – действительно очень прибыльный бизнес: «В среднем, 40% жителей России регулярно покупают бутилированную воду, а делают это на постоянной основе – 20%. Согласно опросам, потребители не особо интересуются, откуда она берется. Одни считают, что из артезианских скважин, другие – что из крана с последующей очисткой, а треть респондентов вообще не задавалась таким вопросом. Фактически предприятие может брать воду из любого источника, в том числе водопроводную, подвергать ее очистке». По его данным, мировой рынок бутилированной воды составляет около 300 миллиардов долларов.