НАУКАПрокомментируйте новость
Новое — совсем скоро: ученые нашли способ предсказывать землетрясения

Земная кора заранее предупреждает о грядущих толчках.

Ученые, похоже, нашли способ предсказывать землетрясения. Открытие сделала группа ученых-сейсмологов из Франции — они выяснили, что земная кора за несколько часов предупреждает о грядущих толчках, а отследить эти сигналы могут датчики GPS. Статья опубликована в журнале Science.

Ученые проанализировали значения GPS с высокой частотой с сейсмических станций перед 90 различными землетрясениями магнитудой 7 и выше, чтобы найти сигнал-предшественник. И за два часа перед каждым сейсмическим событием такой сигнал был.

При сейсмическом событии литосферные плиты двигаются, именно поэтому ученые обратили внимание на технологию GPS — спутниковую систему навигации, которая обеспечивает измерение расстояния, времени и определение местоположение во всемирной системе координат.

Фото: pixabay.com

Система разработана и эксплуатируется Министерством обороны США, но в настоящее время доступна для использования в гражданских целях — для нужен только навигатор или другой аппарат с GPS-приёмником.

GPS позволяет отслеживать перемещения, даже небольшие. Ученые выяснили, что примерно за два часа до первых толчков станции перемещались по линии разлома.

«Обнаружение предвестников стихийных бедствий является ключом к прогнозированию этих событий и минимизации человеческих и экономических потерь», — отмечают ученые.

По их словам, нужно дальнейшее изучение этого вопроса, но уже сейчас знание о землетрясении хотя бы за два часа поможет эвакуировать жителей из опасных зон и спасти тысячи жизней.

Последствия землетрясения. Фото: pixabay.com

«Возможно, можно было бы интегрировать эти данные в автоматизированные системы раннего предупреждения о землетрясениях, которые уже обеспечивают предупреждение о сотрясении от секунд до минут в некоторых частях мира до прихода сейсмических волн от землетрясения, которое уже началось», — говорится в публикации.

Системы предупреждения о землетрясениях функционируют в разных странах мира. Общенациональные системы есть в Японии и на острове Тайвань. Системы в сейсмических районах есть в центральной и южной Мексике, в Румынии, части США, в Канаде. Как правило, они объединяют данные акселерометров, сейсмометров, средств связи и так далее.

Новое — совсем скоро: ученые нашли способ предсказывать землетрясения
Последствия землетрясения. Иллюстрация: "Блокнот"

Например, в Японии предупреждение выдается, если толчки регистрируют несколько из более чем 4 тысяч сейсмометров. При этом автоматически рассчитывается предположительные эпицентр и сила, возможность цунами, а населению даются инструкции, как себя вести и что делать. После получения предупреждения у человека есть от нескольких секунд до минуты, чтобы предпринять какие-то действия.

В Мексике похожая система SASMEX обеспечивает предупреждение о землетрясениях с интервалом до 60 секунд в Мехико, Акапулько, Чильпансинго, Морелии, Пуэбле, Оахаке, Гвадалахаре, Колиме и Толуке.

В США предупреждения выдает система ShakeAlert, разработанная геологической службой США. С 2021 года система выдает оповещения для Западного побережья страны (в частности, для штатов Калифорния, Орегон и Вашингтон).

Иллюстрация: принтскрин приложения LastQuake

Есть и глобальные системы, которые реализованы в виде приложений для смартфонов. Это такие программы как MyShake, EarthQuake, LastQuake и другие.

Тем не менее, такие системы лишь предупреждают пользователей с соседним с эпицентром районах на основе уже произошедшего землетрясения. Заранее узнать место и время толчков с научной точки зрения пока невозможно. Однако ученые стремятся найти способ предугадывать их, а иногда прогнозы сбываются. Так, предсказавший турецкое землетрясение голландский ученый Фрэнк Хубербитс делает новые прогнозы, которые строит на связи с геометрией планет и атмосферными колебаниями.

Фрэнк Хубербитс. Фото: стоп-кадр видео SSGEOS

«Критическая геометрия планеты с Меркурием, Венерой и Ураном 23-24 июля, вероятно, приведет к усилению сейсмической активности с 50% вероятностью землетрясения магнитудой 7. В целом, сейсмическая активность, вероятно, будет выше средней в течение недели», — говорится в последнем прогнозе Хубербитса.

Также ученый рассчитал, что во второй половине июля увеличивается вероятность землетрясения магнитудой 7 баллов, а во второй половине августа — магнитудой около 8,5. Это будет очень разрушительное землетрясение, а его последствия могут стать катастрофическими — возможны тысячи жертв, разрушения и ядерная катастрофа.

Тем временем в Турции уже начали готовиться к новому разрушительному землетрясению. Также «Блокнот» рассказывал, как вести себя в случае землетрясения.

Кашпировский потребовал извинений от доктора наук из-за обвинений в шарлатанстве

Солнце станет ярче: стало известно, когда погибнет человечество

И вы в это верите? Ученые доказали, что COVID-19 начался с рынка в Ухане

Гадалка из Нью-Йорка назвала Трампа победителем на выборах в США

Она уверена, что бывший американский лидер вновь займет президентское кресло, однако не все люди будут этому рады.

Прогноз погоды: пока юг России еще держится, север страны окажется под снегом

Прогноз погоды: пока юг России еще держится, север страны окажется под снегом.

На Украине процветала масштабная торговля младенцами для иностранцев