Примечательно, что еще в 1961 году в США к ядерной войне чуть не привела авария на телефонной станции.
Также 3 июня Всемирный день велосипеда, День рождения парашюта, Международный день бега и Праздник Владимирской иконы Божией Матери, а также в этот день в 1830 году случился чумной бунт в Севастополе, а в 1992 в России был создан Совет безопасности.
Подробнее поговорим о событиях 3 июня 1980 года, когда в США, вследствие ошибки американского компьютера, сообщившего о советском ядерном нападении, по всей стране была объявлена ядерная тревога.
В течение десяти минут мир находился на грани ядерного Армагеддона. На американские пусковые установки межконтинентальных баллистических ракет «Минитмэн» поступила команда подготовки к запуску, а экипажи стратегических бомбардировщиков заняли свои места в самолетах.
Однако компьютеры не выдавали четкой и связной картины нападения — вместо этого на экранах отображались постоянно меняющиеся цифры количества запущенных ракет, а на разных командных пунктах эти цифры не всегда совпадали. Как выяснилось позднее, причиной сбоя компьютера и всей системы стал дефектный чип, стоимостью всего в 46 центов. Катастрофу удалось предотвратить людям, разумно рассудившим, что нападение так просто быть начато не может.
3 июня — годовщина роковой ошибки, которая могла уничтожить Землю ядерным ударом в далеком 1980-м. Целых 10 минут наша планета находилась на грани ядерной войны. А получилось все очень просто: из-за сбоя компьютера американцы получили донесение — СССР собирается послать ракету на США. В результате была объявлена ядерная тревога. И только впоследствии власти США рассекретили Директиву №59, принятую президентом Джимми Картером 25 июля 1980 года. В ней-то и идет речь об этой ошибке компьютера, которая могла стоить человечеству миллионы жизней.
На тот момент помощником Картера в вопросах национальной безопасности был Збигнев Бжезинский. В полночь его разбудил еще один помощник — Уильям Одом — с докладом: по данным Объединенного командования аэрокосмической обороны Северной Америки, Советский Союз произвел запуск 220 ракет, нацеленных на США. Далее последовало уточнение, будто количество ракет выросло в два раза. Мгновенно было принято решение звонить президенту, но за минуту до звонка поступил «Отбой».
Как выяснилось позже, причиной послужил сбой в одном из процессоров дежурного компьютера. Это и привело к отображению различного количества данных атакующих ракет. Такая ошибка, по словам Збигнева Бжезинского, за 6 часов могла уничтожить 85 миллионов человек.
И такая роковая ошибка за все время случалась не одна и называется она так: случаи ложного срабатывания систем предупреждения о ракетном нападении — ситуации, когда мир находился на «пороге» глобальной ядерной войны. На сегодняшний день, помимо Карибского кризиса, известны четыре таких случая. Два из них связаны с работой советской Системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), еще два — с американской системой раннего предупреждения.
К ядерной войне чуть не привела авария на телефонной станции
Примечательно, что еще в 1961 году в США к ядерной войне чуть не привела авария на телефонной станции. В 1950-х годах американские ВВС построили сеть радиолокационных станций дальнего обнаружения, которые должны были, в случае чего, сообщать о летящих советских ракетах как можно раньше. Эти станции при помощи специальных линий связи были соединены с главным управлением Стратегического авиакомандования ВВС в Небраске, с базами ВВС, ракетными базами и Объединенным командованием ПВО североамериканского континента, расположенным в штате Вайоминг.
Когда 24 ноября 1961 года связь с авиационным командованием и радиолокационными станциями вдруг прервалась, началась настоящая паника. Было похоже, что эти станции кто-то внезапно стер с лица Земли. Со станциями тщетно пытались связаться по резервной линии. Пробовали звонить по обычным городским телефонам — длинные гудки и никакого ответа.
Логическое объяснение всему этому могло быть только одно — Советский Союз разбомбил все радиолокационные станции, а заодно и командование ПВО, и это, по всей видимости, первая волна смертоносных атак, за которыми может следовать только конец света. Экипажи стратегических бомбардировщиков B-52 по всей Америке заняли места в своих самолетах. В течение следующих 12-ти минут ВВС США ждали приказа к началу «глобального истребления СССР».
К счастью для будущих поколений, один из самолетов B-52 в этот момент уже находился в воздухе, и как раз пролетал над одной из таких радиолокационных станций. Вместо предполагаемых дымящихся руин он увидел обычный мирный пейзаж с целехонькими радарами на своем привычном месте. Пилот тут же сообщил об этом.
В итоге выяснилось, что по какой-то нелепой технической причине абсолютно все телефонные линии, соединяющие авиакомандование с вышеупомянутыми базами и станциями, включая резервные и гражданские, обслуживались одной и той же ретрансляционной станцией, расположенной в Колорадо. Ночью там произошла авария, и все возможные линии коммуникации между теми, в чьих руках было ядерное оружие и теми, кто мог приказать не пускать его в ход, были разорваны.
Случаи ложного срабатывания американской системы предупреждения
Третья мировая война могла начаться несколько раз именно из-за ложного срабатывания системы предупреждения. Решение об ответном ударе нужно было принимать в течение считанных минут. Военное и политическое руководство стран находилось в таких ситуациях под огромным напряжением, однако, как показывает история, здравый смысл и чувство самосохранения оказываются сильнее «оборонного сознания» и нейтрализуют ошибки техники.
Первый подобный случай ложного срабатывания системы произошел 9 ноября 1979 года. Сразу три командных пункта (в Пентагоне, в недрах горы Шайенн и в Фот-Ричи) зафиксировали массированный ядерный удар в сторону США со стороны Советского Союза.
Немедленно было начато экстренное совещание с участием высокопоставленных военных чиновников и объявлена боевая тревога по всей системе противовоздушной обороны, как минимум десять перехватчиков были немедленно подняты в воздух. Также был поднят в воздух «Борт номер один», правда, без самого президента на борту, и приведены в боевую готовность мощнейшие баллистические системы «Минитмэн».
В течение нескольких минут после поступления сигнала о нападении военными были проверены исходные данные, поступившие со спутников раннего предупреждения и радаров, окружающих территорию США. Ни одна из систем не обнаруживала признаков ракетного нападения, поэтому тревога была отменена.
В ходе детального анализа тревоги было определено, что в компьютер на боевом дежурстве по ошибке (или секретному приказу проверки боеготовности) загрузили учебную ленту по отражению ядерного удара.
Второй инцидент как раз датируется 3 июня 1980 года. Тогда разные командные пункты США получили сообщения о совершенной ракетной атаке, однако данные о выпущенных ракетах постоянно менялись.
Вновь на пусковые установки МБР «Минитмэн» поступила команда подготовки к запуску, а экипажи стратегических бомбардировщиков заняли свои места в самолетах. Но на этот раз компьютеры не выдавали четкой и связной картины нападения, как в прошлый раз. Вместо этого на экранах отображались постоянно меняющиеся цифры количества запущенных ракет. Более того, на разных командных пунктах эти цифры не всегда совпадали.
Хотя многие офицеры не отнеслись к этому инциденту так серьезно, как к предыдущему, вновь было созвано экстренное совещание, чтобы оценить возможность того, что нападение реально. Вновь были проверены исходные данные со спутников и радаров. И вновь ни одна система не подтверждала факт ракетного нападения.
Армия была готова отразить удар, но позже выяснилось, что из-за сгоревшей микросхемы компьютер показывал случайные числа вместо количества запущенных в небо ракет.