Падение уровня жизни активно толкает россиян в криминал
Генеральная прокуратура обнародовала доклад «Состояние преступности в России». Информация, которая следует из этого доклада, кроме всего прочего, свидетельствует, что только с начала этого года официально безработные совершили на 9% больше преступлений. Кроме того, более чем 400 тысяч задержанных за различного рода преступления (а это более 64% задержанных) не имеют постоянного источника дохода.
Число регионов, в которых уровень безработицы составил 10% или выше, увеличилось за год с шести до 13, говорится в исследовании РИА «Новости». Уровень безработицы в России по итогам июня—августа 2020 года составил 6,3%. Это на 1,9 пункта выше, чем годом ранее. Самый высокий уровень безработицы в июне-августе был зарегистрирован в Ингушетии, Туве и Чечне — 30,7%, 22,3% и 21,7% рабочей силы соответственно. Аналитики отметили, что число регионов, в которых уровень безработицы равен или превышает 10% рабочей силы, вырос за год с шести до тринадцати. Самый низкий уровень безработицы летом 2020 года был зарегистрирован в Ямало-Ненецком АО — 2,5%, Москве — 2,7%, Ханты-Мансийском АО — 3,2%, Санкт-Петербурге — 3,6% и на Камчатке — 3,6%.
Николай, бывший менеджер салона мобильной связи из Омска. В разговоре с «Блокнотом» рассказал, что «работу потерял где-то в мае – работодателю стало дорого оплачивать аренду нашего магазина, плюс зарплаты».
«Продажи упали, у людей денег нет на новые телефоны, даже в кредит. Сначала искал работу с официальным оформлением, потом махнул рукой – хотя бы какую-то работу. Одновременно с этим таксовал. Потом стал хвататься за любую подработку – курьером, разнорабочим, грузчиком даже. Но грузчиком быстро бросил работать – сорвал спину, много денег на лечение потом потратил. Общаюсь с друзьями, одноклассниками, соседями – ситуация аховая. Дело не столько в самой потере работы, и раньше такое бывало конечно, дело в этой панике – а вдруг опять закроют все фирмы? А вдруг опять какие-то ограничения введут? Бизнес катится в пропасть, работодатели экономят, прежде всего, на сотрудниках. В итоге только вчера слышал, что один из моих бывших одноклассников попался на том, что попытался продуктовый магазин ограбить. Никогда бы о нем такого не подумал – обычный тихий человек, разведен, с матерью живет, алименты платит. Видимо, совсем прижало», - рассказал мужчина.
Другой наш собеседник Умар из Ингушетии рассказывает, что на зиму он с друзьями планирует ехать искать работу в Крыму: «Сезон в этом году был щедрый для Крыма. Нам рассказали, что много работы на строительстве. Платят немного, работа тяжелая, но куда лучше, чем воровать и разбирать машины или, например, пытаться наркотиками торговать, как сейчас некоторые наши знакомые делают».
По словам социального психолога Виталия Емушенко, «коронавирусный кризис вернул нас к периоду, когда основными доходами семей стали социальные выплаты – пенсии, доплаты на детей, бюджетные зарплаты.
«Дело даже не в том, что этих денег недостаточно для нормальной жизни людей, это доходы на уровне выживания, независимо от региона. А в том, что в очередной раз на уровне психологии подрублена вера в то, что взрослые, дееспособные мужчины и женщины, с квалификацией, образованием, умениями и навыками, в состоянии прокормить свою семью. Уничтожается вера, что деньги будет приносить бизнес, средний или малый, уничтожается вера в том, что даже если ты эффективный сотрудник, ты сумеешь сохранить свое рабочее место. Мои коллеги мне говорят – наша страна уже проходила такие этапы, и ничего, выжили. После развала Союза, потом в период дефолта. Но вы только подумайте: какое количество человеческих жизней это погубило? Люди ушли в депрессии, опустили руки, потеряли себя. Сколько семей это развалило, как далеко назад отбросило нас в развитии как общество. По сути, попытки государства компенсировать эти потери повышенными выплатами не спасут ситуацию полноценно» , - пояснил психолог.
По его словам, озлобленные, потерявшие веру в завтрашний день, желающие доказать семье и окружающим свою состоятельность люди, не найдя другого выхода, пойдут преступным путем: «Повторюсь, в 1917 и в 1990 годах мы это уже проходили».
Источники «Блокнота» в правоохранительных органах ряда регионов отмечают, что пока рост преступности, о котором говорят в докладе - это нетяжкие преступления, связанные с материальными ценностями: попытались залезть в квартиру, ограбить магазин или киоск, отнять деньги у женщины или подростка, вытащили телефон или угнали машину. «Но так многие начинают. Пока в этих преступлениях не применяют оружие, но это до этого два шага. Потом они начнут сбиваться в банды, жестокости и нахальства станет больше. Ничего удивительного, толчком к таким преступлениях является банальная нищета. Да, есть контингент, который никогда не пойдет работать, им проще украсть. Но таких не больше 10-15%», - констатируют правоохранители.
Ранее эксперты дали прогноз, что безработица затронет каждую семью.