Депутаты одобрили законопроект в трех чтениях.
Государственная Дума России утвердила законопроект, запрещающий приём детей мигрантов в школы, если они не владеют русским языком. Документ был принят сразу во втором и третьем чтениях.
Вячеслав Володин, председатель Госдумы, в ходе обсуждения отметил, что подобные требования давно действуют в странах, таких как США и Великобритания, где для обучения в образовательных учреждениях необходимо владение государственным языком, а для его освоения требуется оплачивать курсы. По его словам, мигранты, приезжающие в Россию, должны быть готовы учить язык и законы страны, а также готовить к этому своих детей.
Вице-спикер Ирина Яровая добавила, что трудовым мигрантам лучше оставить своих несовершеннолетних детей дома, поскольку забота о детях — это серьёзная ответственность, которая требует внимательного подхода.
Согласно новому закону, дети иностранных граждан смогут поступить в российские школы только после успешной сдачи экзамена на знание русского языка. Тестирование будет проводиться бесплатно в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. В случае провала экзамена ребёнок не сможет быть зачислен. Кроме того, перед зачислением ребёнка будет проверяться законность его пребывания на территории России.
Законопроект разработан группой депутатов во главе с Вячеславом Володиным и Ириной Яровой. В 2023 году Госдума уже приняла 14 федеральных законов, направленных на совершенствование миграционной политики и борьбу с нелегальной миграцией.
Согласно результатам исследования Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС, почти 53% учителей сталкиваются с проблемами у детей мигрантов в освоении русского языка и общеобразовательных предметов. Вместе с тем, 42% педагогов считают, что таких трудностей скорее нет. Дисциплину у детей мигрантов оценили положительно 80% опрошенных учителей, тогда как 70% отметили, что у них нет проблем с общением.
Эксперты предложили ряд мер для образовательных учреждений, включая организацию курсов русского языка на базе школ, увеличение числа специалистов по обучению русскому как иностранному, а также разработку электронных ресурсов и мобильных приложений для языковой подготовки. Дополнительные занятия могли бы способствовать культурной адаптации детей и их мягкому погружению в языковую среду.
Министр просвещения Сергей Кравцов ранее анонсировал введение диагностики уровня владения русским языком для детей мигрантов в школах. По её результатам планируется выделять дополнительные часы на изучение языка или организовывать курсы в рамках внеурочной деятельности.
Однако инициативу Госдумы раскритиковала профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. Она считает, что вместо запретительных мер следует развивать образовательные программы и адаптационные курсы для иностранцев. По её мнению, закон может привести к маргинализации детей мигрантов, вместо того чтобы помогать им интегрироваться в российское общество. Абанкина подчеркнула, что 60% детей мигрантов уже достаточно владеют русским языком, а тем, у кого знания слабее, нужно предложить качественные образовательные решения.
Эксперт добавила, что следует внедрять комбинированные программы, позволяющие изучать русский язык параллельно с обучением на родном языке ребёнка. По её мнению, только через вовлечение и поддержку образовательных инициатив можно достичь гармоничной адаптации детей мигрантов.
Ранее сообщалось, что МВД РФ внесет каждого мигранта в спецреестр и выдворит из страны.