Инновация близко. Внедрение новаторской системы для локомотивов подходит к своему логическому завершению

НАУКАОбсудить в телеграм
Инновация близко. Внедрение новаторской системы для локомотивов подходит к своему логическому завершению

Приближается запуск в серийное производство уникального изобретения, которое может значительно нарастить объём грузоперевозок по, наверное, главному сейчас сухопутному экспортному пути России – Восточному полигону РЖД.

“Блокнот” уже рассказывал о новейшей разработке учёных под названием УАТЛ (устройство активации трения локомотивов), позволяющей повысить тяговые возможности локомотивов. Речь об уникальной противобуксовочной системе для локомотивов, которая увеличивает их производительность и может ускорить перемещение товаров по железной дороге.

Как рассказал «Блокноту» профессор Ростовского университета путей сообщения (РГУПС) Игорь Майба, серийное производство разработанного изобретения для установки на новые локомотивы запланировано на конец 2025 года. Заниматься им, как ожидается, будет Новочеркасский электровозостроительный завод.

Майба напомнил, что идея разработки пришла учёным после выявления «нештатных» ситуаций с локомотивами, работающими с «классическими» системами повышения сцепления колёс. Для улучшения сцепления при проходе по сложным участкам (например, по зимней железной дороге с затяжным подъёмом), локомотивы применяют песок – он через специальную систему подаётся под колёсные пары локомотивов. Сцепление колёс с рельсами улучшается, и локомотивы быстрее или лучше проходят трудные участки. «Мотивацией к началу разработки стали проблемы, которые возникли при организации работы локомотивов на полигоне, когда особенно в зимний период года, в сложных погодных условиях система пескоподачи не справлялась с своими задачами, происходили систематические остановки локомотивов и задержки движения по причине необходимости пополнения локомотивов песком. В итоге существенно снижались эксплуатационные показатели локомотивов, время их нахождения в эксплуатационном парке, средняя скорость движения», – объяснил Майба.

Теоретические основы инновации были заложены еще 20 лет назад учеными трибологами РГУПС, которые работали над задачами управления фрикционным контактом «колесо-рельс». В наше время, практические решения были разработаны коллективом учёных, аспирантов РГУПС, вместе со специалистами российской компании «ТрансИнТех», специализирующейся на внедрении транспортных инноваций, с участием ученых ПГУПС и студентов РУТ МИИТ. Особенностью разработанной системы активации трения является интеллектуальное автоматизированное управление работой активатора трения, когда колодка УАТЛ наносится на колесо локомотива по специально разработанному алгоритму, апробация которого проводилась в реальных условиях эксплуатации. Благодаря применению системы тяговые возможности локомотива заметно улучшаются, и применение песка для повышения сцепных свойств сводится к минимуму..

Реализация проекта по внедрению УАТЛ проводилась с 2020 года по заказу и при координации дирекции тяги ОАО «РЖД». Большой вклад в успех проекта внес О.С.Валинский, который будучи начальником Дирекции тяги не только руководил работами по внедрению инновации, но принимал участие в исследованиях которые вошли в материалы его кандидатской диссертации.

Серийным производством будет заниматься Новочеркасский электровозостроительный завод

Существенный вклад в успех мероприятия внесла компания «ТрансИнТех»,которая не только смогла организовать проектные работы по принципу индустриального партнёрства, с участием специалистов множества разных организаций: дирекции тяги РЖД, ПКБ ЦТ, Новочеркасского электровозостроительного завода, ТМХ Инжиниринг, АВП Технологии, ВНИИЖТ, ЛЭС, и других организаций, но и взяла на себя инвестирование проектных работ, оснащение в 2021 году одного опытного нового локомотива оборудованием УАТЛ и УСГЛ.

Компания «Трансмашхолдинг», в 2023 году за счёт собственных средств оснастила УАТЛ ещё десять новых локомотивов модели 3ЭС5К. Это дало возможность с 2023 по 2024 год провести на Восточном полигоне подконтрольную эксплуатацию 11 локомотивов, оборудованных УАТЛ. Они продолжают эксплуатироваться, а по итогам испытаний руководство РЖД решило о тиражировании инновации не только на новых и эксплуатируемых локомотивах, но и на только разрабатываемых, перспективных моделях.

Сейчас под руководством заместителя генерального директора, начальника дирекции тяги РЖД Дмитрия Пегова ведутся работы по внедрению УАТЛ на электровозах серии 2(З)ЭС5К. Работы осуществляется в соответствии с утверждённым планом, который предусматривает улучшение конструкции локомотива для оборудования его УАТЛ и ещё одной разработкой ростовских учёных – устройства гребнесмазывания УСГЛ, которая сократит износ железнодорожных колёс и рельсов.

Игорь Майба надеется, что сервисные компании справятся с новой техникой

Какие задачи еще предстоит решить до успешного запуска устройства в серию? Игорь Майба говорит, что они, в первую очередь, касаются организации массовой эксплуатации и обслуживания локомотивов, оборудованных новым оборудованием. Ведь эффективность применения новых систем прежде всего зависит от обученности персонала и способности правильно использовать оборудование в повседневной работе. «Дирекция тяги проводит плановую работу с локомотивными бригадами. Она, надеюсь принесёт плоды», – говорит Майба. Сервисным компаниям, которые обслуживают локомотивное оборудование необходимо также провести работу по организации обслуживания новых систем локомотивов, которые уже в начале 2026 года должны поступить в эксплуатацию.

Игорь Майба также поделился планами. Сейчас учёные РГУПС и специалисты «ТрансИнТех» работают над развитием технологии активации трения. Разработано, инновационное техническое решение с условным названием «УАТЛ плюс». Данная инновация позволит отказаться от применения бортовых локомотивных гребнесмазывателей. Управлять системой «УАТЛ плюс» будет интеллектуальная бортовая система, которая будет выполнять функциональные задачи в автоматическом режиме. Система «УАТЛ плюс» может быть апробирована и внедрена на перспективных новых магистральных грузовых и пассажирских локомотивов 3ТЭ30, 2ЭС9,2ЭП21 и 2ЭП22В, а также парке локомотивов 2(3)ЭС5К , находящихся в эксплуатации.

Последние новости России на сегодня читайте здесь, на Дзен - БлокнотРУ

#Новости России
#Новости России сегодня
#Россия новости

Свое мнение о последних новостях России публикуйте в комментариях ниже
Метки
Комментировать
Эту новость прокомментировали раз

Из-за выплат за СВО: стал известен мотив убийства Егора из Пятигорска

РЕГИОНЫ

Банда малолетних злоумышленников узнала о гибели брата Егора на спецоперации, после чего парня взяли в «разработку»

Путин потребовал замедлить рост цен: в Центробанке отмолчались – всё ли идет по плану?

ОБЩЕСТВО

Глава государства обратил внимание, что инфляция в стране остается высокой и держится на уровне, превышающем десять процентов.

Воронежский омбудсмен: родственники брошенной 3-летней дочери проститутки не выходили на связь

РЕГИОНЫ

Мать-проститутка оставила без еды и воды умирать дочку. Ребенка спасли соседи

Проект «Пятая колонна»: плакавшая из-за СВО актриса Саша Бортич продолжает сниматься и получает 200 тыс рублей в день

Актриса поддерживала протесты против Лукашенко и призывала россиян выходить на митинги Навального*.

«Киргизы-провокаторы напросились на неприятные выводы»: арестованную Бишкеком сотрудницу «Русского дома» вытащим, пообещал Примаков-младший

Актуальный вопрос

Киргизские спецслужбы бросили в СИЗО сотрудницу «Русского дома» в Оше, официальное лицо государства РФ. Зачем Бишкек пошел на обострение?

Насолить Трампу и Путину: Зеленский полетел в ЮАР за «миром»

В МИРЕ

В трудное для страны время «просроченный президент» Владимир Зеленский отправился с визитом в Южную Африку, к фактическим врагам США.